Об организации работы отделений социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов
Об организации работы отделений социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов
(выступление на заседании общественного Совета по делам инвалидов заместителя директора бюджетного учреждения Орловской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Советского района города Орла» Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области Веры Витальевны Толмачевой)
В системе социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов особое место занимает социальное обслуживание на дому. Развитие надомного обслуживания пожилых людей является свидетельством меняющихся приоритетов в этой сфере. Целью надомного обслуживания является создание условий, при которых любой человек имел бы возможность дольше оставаться в привычном социальном окружении. Данная форма социального обслуживания, на сегодняшний момент, очень востребована гражданами пожилого возраста и инвалидами.
Не секрет, что заболевания, сопутствующие преклонному возрасту, часто приводят к потере пожилыми людьми способности к самообслуживанию и тогда в помощь таким людям приходит социальный работник. Социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании на дому.
В городе Орле социальное обслуживание граждан осуществляют 4 бюджетных учреждения социального обслуживания населения, в состав которых входят отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов. Отделения функционируют уже более 30 лет. Первые были созданы ещё в 1987 году при районных администрациях.
На социальное обслуживание на дому имеют право граждане, которые полностью или частично утратили способность осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности; а также, наличие в семье инвалида, в том числе ребёнка-инвалида, нуждающихся в постоянном постороннем уходе.
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон №442 «Об основах социального обслуживания граждан в РФ», который регулирует правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации (в том числе и социального обслуживания на дому).
Предоставление социального обслуживания на дому осуществляется на основании поданного гражданином заявления о предоставлении социального обслуживания, договора о предоставлении социальных услуг, определённого индивидуальной программой, а также стоимостью социальных услуг (если они предоставляются за плату). В индивидуальной программе указывается форма социального обслуживания, виды, объём, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг.
В силу специфики проблем, пожилые граждане нуждаются преимущественно в услугах социально-бытового и социально-медицинского характера, направленных на поддержание их жизнедеятельности. Это такие услуги, как:
- покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов;
- помощь в приготовлении пищи;
- доставка воды, топка печей, содействие в обеспечении топливом - для проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и водоснабжения;
- покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости;
- сдача вещей в стирку, химическую чистку, ремонт и обратная их доставка;
- содействие в организации ремонта и уборки жилых помещений;
- содействие в оплате жилья и коммунальных услуг и другие;
- обеспечение санитарно-гигиенического ухода с учетом состояния здоровья (обтирание, обмывание, гигиенические ванны, стрижка ногтей, причесывание и др.);
- помощь в выполнении процедур, связанных со здоровьем (прием лекарств, закапывание капель, пользование катетерами и другими изделиями медицинского назначения);
- поддержание условий проживания граждан пожилого возраста в соответствии с гигиеническими требованиями;
В настоящее время перед учреждениями социального обслуживания стоит задача не только создать условия для достойной жизни пожилых граждан, но и помочь им установить гармоничные отношения с социальным окружением, значительно расширить возможности социальной коммуникации и социальной активности.
В связи с вступлением в силу нового закона возросли требования к качеству предоставления социальных услуг. Специалисты отделения еженедельно (согласно графику) выходят на участки, с целью контроля качества предоставляемых услуг социальными работниками, проводят хронометраж рабочего времени социального работника. По результатам проверки составляются акты качества обслуживания, с отражением объема выполненных услуг, замечаний клиентов, просьб и предложений.
Каждый социальный работник ведёт дневник посещений, где отмечает количество посещений по датам и времени, количество оказанных услуг.
Участки социальным работникам формируются по территориальному принципу, однако проблемы обслуживания граждан с компактным проживанием существуют.
Кроме предоставления государственных социальных услуг, социальные работники предоставляют дополнительные платные услуги.
Самые востребованные из них:
- приготовление пищи из продуктов клиента;
- мытье окон;
- услуга по снятию и развешиванию штор;
- санитарно-гигиеническая уборка жилого помещения.
Отделения социального обслуживания на дому работают в тесной взаимосвязи с поликлиниками города, участковыми РОВД, службой спасения, ЖРЭУ района, отделами социальной защиты населения города, пенсионным фондом, городским и областным Всероссийским обществом красного креста и другими учреждениями.
На 1 января 2018 года в городе Орле на надомном обслуживании состоит 2049 чел из них инвалидов – 774 чел, которых обслуживают 152 социальных работника.
2018 год объявлен годом волонтёров. В этой связи, кроме государственных социальных услуг, платных услуг, разработана технология привлечения добровольцев и добровольческих организаций. Её целью является привлечение школьников, студентов, некоммерческих организаций для оказания помощи пожилым людям, которые в ней нуждаются.
Основными задачами социального обслуживания на дому являются: дальнейшее повышение качества предоставления социальных услуг, а также, чтобы обслуживаемые граждане, как можно дольше сохраняли свой статус, оставались активными и полезными членами общества.