23 июля: Попытка прорыва войск Брянского фронта к Орлу
К этому дню 11-я гвардейская армия Западного фронта, ломая сопротивление врага, продвинулась до 80 км, освободила 163 населенных пункта и территорию общей площадью 9375 кв. км.
В результате отрыва от баз снабжения армия испытывала серьезные затруднения в обеспечении войск боеприпасами и продовольствием, что начинало сказываться на темпах наступления.
Для наращивания удара в полосе наступления армии Баграмяна Ставка ВГК решила передать из своего резерва в состав Западного фронта 4-ю танковую армию (генерал-лейтенант В.М. Баданов), а также 2-й гвардейский кавалерийский корпус (генерал-майор В.В. Крюков).
Выполняя приказ командующего Брянским фронтом генерала Попова форсировать р. Ока и Оптуха и овладеть городом Орёл на плечах отходящего противника, войска 3-й армии Горбатова перешли в наступление. 342-я стрелковая дивизия в двух местах форсировала р. Оку и захватила на западном берегу два плацдарма: один на правом фланге, в районе МТС, и другой – на левом, у Чижовки. Однако неоднократные попытки частей дивизии расширить захваченные плацдармы успеха не имели. Немцы прочно блокировали переправившиеся на западный берег подразделения дивизии и непрерывными контратаками наносили им большие потери.
Части 235-й стрелковой дивизии также не смогли использовать свой плацдарм, захваченный в районе Богатищево. 283-я стрелковая дивизия, переправившись частью сил на западный берег Оки, овладела опорным пунктом противника Ломовец и завязала бои за Плаутино. Вскоре из района выс. 207,5 противник контратаковал части дивизии, которые вынуждены были оставить Ломовец и отойти в исходное положение. Оставила свой плацдарм западнее Новая Слободка и 308-я стрелковая дивизия. 22 июля войска 3-й армии закрепились по восточному берегу р. Оки и начали подготовку к новому наступлению.
Таким образом, только 23 июля войска левого крыла Брянского фронта прорвали сильную промежуточную оборонительную полосу противника по р. Олешне. и подошли к другому промежуточному рубежу, проходившему по рекам Оптуха и Ока. Прорыв же с ходу оборонительного этого рубежа с выходом войск Брянского фронта и особенно танкистов армии Рыбалко на оперативный простор не состоялся.
К этому времени противнику удалось подтянуть на рубеж рек Оптуха и Ока свежие силы: 12-ю танковую дивизию, части 95-й пехотной и 78-й штурмовой дивизий и других специальных частей, предназначенных для борьбы с танками.
Иду на таран
С тяжелыми потерями брали не только каждую деревню, но и каждый дом. Танк старшего лейтенанта П. Федорова из 113-й танковой бригады армии Рыбалко первым ворвался в село Рыбница, которое немцы превратили в мощный узел сопротивления. Как происходил бой за это село, рассказывает командир танка Федоров, чудом оставшийся в живых.
Герой Советского Союза
танкист Иван Дуплий
«В самый разгар боев под Орлом, ворвавшись в полусожженное село, командирский танк остановился в тени уцелевшего дома.
– В чем дело? – склонившись вниз, крикнул я. Механик-водитель Иван Дуплий доложил, что топлива в баках осталось самое большее – на несколько километров хода. А стрелок-радист добавил, что у него в казеннике последний снаряд.
Я приказал включить рацию, а сам открыл люк, чтобы осмотреться. Вдруг вижу: из переулка выползает танк с черно-белым крестом. Пятнистый корпус его был необычен – «тигр».
– Снаряд! Огонь! – почти мгновенно крикнул я. Но едва дрогнула, выбросив снаряд, пушка, как почувствовал: 76-миллиметровый снаряд, ударившись в броню фашистского танка, срикошетил, не причинив вреда врагу. Так остались один на один два танка: советский и фашистский. Словно почуяв добычу, «тигр» приостановился, и длинный ствол его орудия с пламегасителем стал медленно разворачиваться, нащупывая цель.
– Не возьмешь, черт полосатый! Идем на таран!
Дуплий с полуслова понял меня. С виду флегматичный, нерасторопный, в бою он был предельно собранным, ориентировался в доли секунды.
«Тридцатьчетверка», взревев двигателем, чуть присела на задних катках, как перед прыжком, затем рванулась вперед. Мгновение – и удар, скрежет металла. Тяжелая удушливая гарь заполнила башню…
Это был один из первых таранов, развеявший легенду о неуязвимости «тигров». (Цит. по: Мазуркевич Р.В. Сплав мужества и стали. – Воронеж, 1986. – С. 142–143.)
В ходе форсирования река Днепр 1 октября 1943 года у села Трахтемиров Каневского района Черкасской области (Украина) гвардии старшина Дуплий умело организовал переправу через реку на понтоне семнадцати танков.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июня 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии старшине Дуплию Ивану Миновичу присвоено звание Героя Советского Coюза.
Части 61-й армии, наступающие на Болхов, продолжали штурм города. Противник, используя хорошо подготовленные точки обороны, оказывал ожесточенное сопротивление, переходя в контратаки.
В полосе наступления Центрального фронта сражения по-прежнему носили крайне упорный характер, бои шли за каждый рубеж обороны. Отходя на запад, гитлеровцы предпринимали контратаки, используя заранее подготовленные оборонительные рубежи.
При форсировании р. Неручь на участке Степановка, Васильевка (Свердловский район) подразделениями 131-й стрелковой дивизии 48-й армии геройские подвиги совершили адъютант командира 409-го стрелкового полка лейтенант М.Л. Спивак и командир взвода 624-го стрелкового полка старший лейтенант О.Н. Степанов. Под ураганным огнем противника, возглавляя группы бойцов, они первыми преодолели водную преграду, захватили плацдармы на левом берегу реки и удерживали их до подхода основных сил своих полков. М.Л. Спивак в этом бою пал смертью храбрых. О.Н. Степанов погиб 26 июля в бою у д. Марьевка близ Змиевки. Посмертно этим воинам было присвоено звание Героя Советского Союза.