Михаил Черников: «Армия. Моя. Жизнь»
Ежегодно 15 ноября в России отмечается День призывника — праздник тех, кто только готовится познать, что такое армейская жизнь. Весь срок службы проходит под отеческим надзором командиров — опытных военных, которые за руку ведут молодёжь во взрослое и мужественное будущее. В Орле есть своя, как говорят, «школа жизни» — войсковая часть 03013. С 2012 года ею руководит полковник Михаил Черников. В его подчинении — большой и сплочённый коллектив.
Армии Михаил Михайлович посвятил 33 года, 29 из них — офицерству. В Орёл он прибыл из Рыбинска для дальнейшего прохождения службы. Признаётся, что оставаться здесь не планировал. «Хотя как я, военный человек, могу планировать? Не я решаю, где буду завтра», — улыбается полковник.
Совпадение или судьба, но, как он позже выяснил, Орловщина для командира — далеко не чужая земля. Его дедушка, Иван Павлович Стрельников, в феврале 1943 года освобождал посёлок Каменку (ныне Болховский район), где был ранен.
«Я об этом узнал совершенно случайно. В детстве он рассказывал, что воевал на Курской дуге. По той же, практически, траектории сегодня расположились подразделения нашей части. В один из рабочих объездов нашёл информацию про те сражения, дополнил сведениями с сайта «Подвиг народа». Стало ещё более почётно служить здесь. Это город наших фронтовиков, победителей, во имя и благодаря которым мы живём и служим», — рассказывает Михаил Черников.
Посвятить себя военному делу пятиклассник Миша Черников решил однажды и навсегда, когда в школе вместе с учительницей его класс делал плакаты про виды войск. Красиво тогда получилось. Подливали масло в огонь и бравые курсанты, которые щеголяли по родному липецкому селу в форме.
«Я в Суворовское училище собирался, но не получилось. Папа не пустил — списал мечту не детские шалости. Сказал: «Если не перегоришь за 2 года — иди». Не перегорел. Поступил в командное училище в Вильнюсе. Другой дороги для себя я не видел», — вспоминает Михаил Михайлович.
По этой дороге командир войсковой части 03013 всю жизнь идёт вместе с женой — старшим прапорщиком. Вместе со школьной скамьи. Позже и сын присоединился. Военное ремесло он тоже выбрал осознанно.
«Я его отговаривал от этого дела, искусственно. Это была хитрость — проверял серьёзность намерений. Но он мне ответил просто: «Отец, я не представляю, как буду учиться в гражданском вузе, если вся моя жизнь — военные городки. И эта жизнь мне нравится!» Больше я к нему не лез. Он поступил в нашу академию ФСО. Окончил. Сейчас служит в Грозном», — делится полковник.
…Идём по рябиновой аллее мимо плаца. Там на построение собрались юные бойцы.
— А в солдатах своих сыновей видите?
— Знаете, я всю службу работал с призывниками напрямую. Раньше не задумывался, являются они для меня детьми или нет, но мне всегда было с ними очень интересно. Специфика нашего дела такая, что приходится станции обслуживать, настраивать, чистить — всё это постоянно вместе с бойцами. Я им про себя расскажу, они мне про себя, про дом... Поговорим мы так – солдат открывается, чувствует себя комфортнее, адаптированнее, даже нужнее... Это сейчас, когда командиром стал, уже немножко другие заботы, общаюсь с ребятами через их командиров, смотрю на всё с отцовской точки зрения. А до этого они мне были, скорее, товарищами.
— А вот какие черты характера современного солдата можете отметить? Какие негативные качества исправляет армия?
— Ребята тут разные. Например, были солдаты, которые кроме папы, мамы, булочек и дивана в своей жизни ничего не видели. Они приходили сюда, не знали, как подтянуться, даже как к перекладине подойти. Помню случай. Однажды зимой бегали на лыжах. Боец сзади меня едет, кричит: «Товарищ командир! Я сегодня подтянулся!» Такой радостный! А это самое ценное для любого начальника! И очень многое зависит от воинского коллектива: как он сложен и настроен. Он, главным образом, и учит, и перевоспитывает.
— У Вас есть особое золотое правило общения с солдатами?
— У меня?..Всё уже придумано до нас. Есть заповедь: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Она — правило. Я и солдат — одно и то же, только у меня погоны другие. Когда солдат или младший офицер видит, что к нему с душой, он — с душой к службе. А если завтра с ним в бой, плечом к плечу? Его надо уважать, ценить и любить. У меня такой принцип.
— Какое достижение коллектива части за время Вашего начальствования Вы считаете самым значимым?
—Есть большое разнообразие поощрений: грамоты, медали, звания... Но для меня как командира самое дорогое — когда родители благодарят за сына, за то, что мы ему дали за год службы. Особенно приятно получать от них добрые письма. Я их все храню.
— А взаимодействие с родителями — это важный аспект в Вашем деле?
— Один из самых! Мы делаем упор на обратную связь. Вот, бывало, когда солдаты ради того, чтоб пойти служить, скрывают серьёзные болезни. И чем это может закончиться? Или, например, видишь: солдат стал задумчивый, угрюмый. А родители говорят: мол, девушка его бросила, не дождалась. Парень замыкается в себе, ничего не рассказывает, а этот звонок из дома — определяющий. Ведь ребята и дежурство несут, и в караул с автоматами ходят. После такой весточки в караул мы его не уже не поставим, а отправим к психологу...Много всякого бывает. Это жизнь, которая продолжается и в части. Мы из жизни солдата не вырываем, мы в неё вписываемся.
—Михаил Михайлович, что такое для вас армия? Тремя ключевыми словами.
— У нас есть полковой девиз: «Честь, профессионализм, инициатива». А для меня — «Армия. Моя. Жизнь». Я тут с 17 лет. Как нас с другом отцы отвезли в 88-м году в училище, зашли мы на КПП и потом только из кузова машины их и видели, когда нас на полигон везли... Да, армия — моя жизнь, и другой я для себя не желаю.