Двойные квитанции давно уже в Орле никого не удивляют. Число многоквартирных домов, где жильцы получали по две, а бывало, и по три квитанции от разных управляющих компаний, уже, наверное, перевалило за сотню. Надо сказать, к процессу коммунальщики относятся творчески. Если раньше слали потребителям обычные чёрно-белые «квитки», то сейчас используют пугающе красный цвет.
На днях такие красные квитанции от ЗАО «ЖРЭУ № 4» с долгом за январь и предыдущие месяцы обнаружили в своих почтовых ящиках, например, жители дома № 10 на ул. Дмитрия Блынского, несказанно удивившись. И было чему. Собственники жилья ещё 5 июля истекшего года на общем собрании отказались от услуг ЖРЭУ-4 и избрали управляющей ООО «Северная-2». Причиной смены компании стали накопившиеся проблемы дома, которые никак не решались. Соответствующий протокол собрания и требование о передаче технической и иной документации, связанной с управлением домом, были вручены ЖРЭУ. Затем шли долгие суды, инициированные, как многие понимают, самим ЖРЭУ-4, но завершившиеся, в конце концов, признанием правоты собрания собственников. С 17 октября новая управляющая организация приступила к обслуживанию дома.
Прежняя УК, согласно Жилищному кодексу, обязана была за 30 дней до прекращения договора управления передать техническую документацию на дом вновь выбранной управляющей организации. Однако от ЗАО «ЖРЭУ № 4» не поступило в «Северную-2» не то что документов, но даже ответа; требование собственников было также проигнорировано. Зато 15 января уже текущего года «привет» пришёл в виде красных квитанций с долгами и пенями. В доме это вызвало бурю возмущения.
– По Жилищному кодексу, – говорит председатель домкома Игорь Рудановский, – домом может управлять только одна управляющая организация. ЖРЭУ-4 не выполняет здесь никаких работ, договор с ним расторгнут. Ему вообще нечего делать в нашем доме. Его действия по выставлению квитанций нарушают нормы жилищного законодательства РФ, права собственников на свободу выбора управляющей организации, принуждают жильцов к необоснованным платежам. Особый цинизм – манипуляции с цветными квитанциями для психологического давления на людей.
Заявления от нескольких жителей дома сейчас направлены в прокуратуру Северного района и в Жилинспекцию. Кроме того, жильцы готовят коллективный иск в суд с требованием рассмотреть, нет ли в действиях руководителей ЗАО «ЖРЭУ № 4» признаков мошенничества и вымогательства.
Собственник в лице приложения
Аналогичная ситуация происходила и в доме № 3 на ул. Кукушкина. И здесь жильцы отказались от ЖРЭУ-4 и попросились в «Северную». Общее собрание собственников состоялось ещё в июле. Решение оспаривалось. Однако районный суд, а затем и судебная коллегия облсуда признали его законным. Как установила прокуратура Северного района, уже с 15 октября ЖРЭУ-4 не выполняло никаких работ по управлению домом. С 1 ноября к управлению приступила «Северная-2». Здесь фактически состоялась и передача документации от одной компании другой. Тем не менее ЖРЭУ-4 продолжало выставлять жильцам квитанции на оплату содержания и ремонта общего имущества за ноябрь, потом – за декабрь, и вот последний «сюрприз» – январские красные.
Не исключено, считают жители дома, что ситуация с двойными квитанциями инициирована ЖРЭУ-4 с целью уйти от необходимости отчитаться перед собственниками за ранее полученные средства и при этом увести как можно больше денег. А чего теряться, ведь в Орле ещё ни разу ни одного руководителя УК не привлекли к ответственности за незаконное выставление платёжек?
Кстати, на одно из заседаний Северного райсуда ЖРЭУ-4 пришлось представить договор управления по дому № 3 на ул. Кукушкина. Он оказался заключён между ЗАО с одной стороны и… «списком собственников, указанных в приложении № 4 к указанному договору». Так и записано: «именуемый в дальнейшем «Собственник в лице приложения № 4». Подпись под договором такая же: «Приложение № 4 к договору».
– А ведь в Жилищном кодексе, – комментирует ситуацию житель этого дома, правозащитник в сфере ЖКХ Вячеслав Киселёв, – специально прописано, что договор заключается в письменном виде с каждым собственником многоквартирного дома.
По этому поводу высказалась и прокуратура, считающая, что «список собственников жилых помещений» по своему содержанию не свидетельствует о волеизъявлении граждан на заключение договора управления, тем более что в этом случае он представляет собой реестр собственников с указанием принадлежащей им площади жилых помещений, а не реестр подписей о согласии на заключение договора.
Я не я. и подпись не моя
У ЗАО «ЖРЭУ № 2» своя специфика по заключению договоров на управление. Многоквартирным домом № 16 на ул. Машкарина компания командует с 19 сентября 2007 года. Но, как выявила проверка, проведённая Заводской районной прокуратурой, договор у управляющей компании с собственниками только один. И тот весьма странный. На первой странице документа указан собственник одной из квартир по фамилии Шкадин, с которым якобы и заключается договор, а подписывает его собственник совершенно другой квартиры – Гальянов. Так с кем же договор?
Опрошенные в ходе проверки Шкадин и Гальянов пояснили, что по поводу договорных отношений сказать ничего не могут. Ни один, ни другой договор в глаза не видели. Более того, Гальянов неоднократно обращался в устной форме в ЗАО «ЖРЭУ-2» с просьбой дать ему экземпляр договора, но каждый раз получал отказ.
А ведь именно от наличия грамотно заключённого договора управления зависит возможность контролировать работу управляющей компании и, в конечном счёте, нормальное содержание дома.
Рука УК везде достанет
Вообще-то, глядя на то, что происходит в нашем ЖКХ, убеждаешься: здесь возможно всё. Вот, например, такая история. Домом № 48 на ул. 5 Августа управляет ООО «ЖЭУ Железнодорожного района». Оно и выставляло счета за услуги. Но несколько месяцев назад в дом стали носить квитанции за содержание лифтового хозяйства почему-то не от УК, а от ООО «Управление специальных работ». Многим жильцам ворох квитанций показался неудобным, они хотят получать единую платёжку, не зря же содержат управляющую компанию. Потому и обратились в свою УК: дескать, на каком основании плату собирает посторонний? Конечно, Жилищный кодекс это позволяет ресурсоснабжающим организациям, но только в том случае, если такое решение принято на общем собрании собственников.
– Как раз по решению вашего общего собрания полномочия и переданы подрядчику, – сообщили из УК.
Дотошные собственники долго морщили лбы, вспоминая, когда они состряпали такое решение, но припомнить не смогли. Потому засомневались: а было ли собрание? Не получив вразумительного ответа, обратились в прокуратуру Железнодорожного района. Та тоже протокола собрания не обнаружила. Правда, в управляющей компании проверяющим предъявили выписку из протокола. Судя по ней, собрание состоялось 23 мая истекшего года. Однако в числе подписавших документ фигурировала фамилия бывшего жильца, который к тому времени уже переселился, как говорится, в мир иной. Как ему удалось с того света решать дела земные, могла бы узнать прокуратура. Но она, видимо, решила с мистикой не связываться.
– Я член совета собственников дома, и такое собрание никак не могло пройти без моего ведома, – недоумевает местный житель Геннадий Гвоздев. – Считаю это явным мошенничеством, фальсификацией документов, которые частная фирма предоставила даже в правоохранительный орган.
Такая неувязка в этой истории – не единственная. В ЖК РФ, например, под платой за коммунальные ресурсы (коммунальные услуги) подразумевается плата за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление. Однако услуга по содержанию лифтового хозяйства в эту категорию не входит, следовательно, передача подрядной организации полномочий по сбору платы была незаконной и в этом смысле.
Дальше – больше. В обязанностях ООО «УСР», кроме диспетчерского контроля и периодического осмотра средств диспетчеризации, их технического обслуживания, числятся также техобслуживание, текущий ремонт пожарной сигнализации лифтов. Однако эта деятельность по законодательству лицензируется. Но управление спецработ лицензии не имеет.
По этим фактам 9 января прокуратура направила в управляющую компанию предписание. Однако 14 января в почтовые ящики жильцов дома снова пришли квитанции из управления спецработ.
"Орловская городская газета" №4 (136) от 2 февраля 2013 г.