Маршрутная сеть
Как улучшить транспортное обслуживание жителей Орла? Ответить на этот вопрос поможет исследование, которое проводят сотрудники института транспорта Госуниверситета – УНПК.
Пассажирские потоки
Летом городские власти планируют организовать новый конкурс среди пассажирских перевозчиков. Для этого сейчас проводится изучение пассажиропотока в областном центре. Муниципальный контракт на эти исследования выиграл транспортный институт Госуниверситета - УНПК.
Как рассказал директор института Александр Севостьянов, основная задача специалистов – изучить спрос на пассажирские услуги, особенно в новых и строящихся микрорайонах Орла – Зареченском, Новой Ботанике, Болховском и других. Кроме того, в связи с открытием новых дорог (например, на ул. Мостовой, Раздольной) поменялась схема организации дорожного движения, одновременно с ней меняются и пассажирские потоки. Изучается возможность их перенаправления уже по другим сетям дорог, чтобы связать как можно больше районов города.
Исследования ученых завершатся в середине апреля. Но уже есть предварительные итоги. Они показывают, что из новых микрорайонов особенно велик пассажиропоток молодежи в направлении вузов — ОГУ, аграрного университета и особенно Госуниверситета – УНПК.
– То есть востребована взаимоувязка такого большого района, как микрорайон Зареченский – новая улица Мостовая, которая связывает Веселую слободу с Наугорским шоссе в целом, – комментирует Александр Севостьянов. – Есть и другие предложения. Например, сейчас неудобно с Выгонки ездить. И перевозчикам там тоже неудобны короткие нерентабельные маршруты на ТРЦ «РИО». Поэтому поступают предложения увязать микрорайон Выгонки с микрорайоном Зареченским. Например, – спецавтобазу с Зареченским за счет продления маршрута автобуса №11. Или продлить маршруты с ТРЦ «РИО» до Зареченского.
Автовокзал и железнодорожный вокзал – это два центра транспортного притяжения в Орле. Но в выходные дни трафик меняется: основной пассажиропоток устремляется к местам досуга и шопинга – в ТРЦ «Мегагринн», «РИО», ТЦ «Европа». И это еще один аргумент в пользу предложения связать микрорайон Зареченский через центр с Выгонкой. «Маршрут мог бы получиться универсальный, увязал бы много социально значимых объектов – университеты, больницы, поликлиники и досуговые учреждения», – говорит Севостьянов.
И, конечно, в выходные загружен транспортом район центрального рынка – как правило, устойчивый пассажиропоток на этом направлении отмечается с 10 до 15 часов.
В защиту трамвая
По данным исследования, в Орле сохраняется устойчивый спрос на услуги трамвая и троллейбуса. Более того, после увеличения протяженности маршрута трамвая №1 до разворотного кольца в районе ТРЦ «Мегагринн», интенсивность пассажиропотока на этом направлении выросла, сегодня это один из наиболее востребованных трамвайных маршрутов.
По словам Адександра Севостьянова, трамвай – одно из самых безопасных транспортных средств. В том числе с точки зрения экологической безопасности: 80% выбросов в городах дает автомобильный транспорт.
– Убирать трамвай с улиц города, по меньшей мере, нерационально. И потом вся история Орла, его исторический облик связаны с развитием трамвайной сети. Город должен сохранять свою самобытность, – считает он.
Троллейбус тоже относится к безопасным видам транспорта, поскольку имеет максимальную эксплуатационную скорость до 40 км/час. Правда, в условиях некоторых орловских перекрестков он может затруднять движение. К примеру, по данным исследователей, троллейбус проходит перекресток приблизительно за 12 секунд, а легковой автомобиль за 34 секунды.
По мнению ученых, сегодня развитие электротранспорта в Орле сдерживает неразвитость контактной сети. К примеру, троллейбусной сетью вполне можно связать весь район Веселой слободы. «Самое главное, чтобы были инвестиционные возможности, а техническое решение всегда найдется», – убежден Севостьянов.
Дублеры на маршрутах
Еще один важный предмет исследования – степень дублирования маршрутнотранспортной сети в Орле. Здесь камень преткновения – неурегулированные отношения между городскими и межмуниципальными перевозчиками с так называемыми трехзначными номерами маршрутов. Некоторые из них полностью дублируют муниципальные. Как, например, маршрутки «Знаменка – ТРЦ «РИО», которые часто не доезжают до конечной на Знаменке, а разворачиваются на остановке «Мегагринн» и дальше работают как дублирующие. Исследования показали, что изза таких неконтролируемых выездов на маршруте может быть вдвое больше машин чем предусмотрено в реестре муниципальной сети. И если работу городских перевозчиков контролирует и регулирует комитет транспорта и связи горадминистрации, то межмуниципальные перевозчики остаются вне его контроля.
Александр Севостьянов считает, что Орлу может быть полезен опыт Казахстана. Там в городах все маршрутные транспортные средства выезжают на линию из единого центра. Это позволяет решить вопросы диспетчеризации, обеспечить технически исправное состояние транспорта и предрейсовый контроль водителей. В Орле такими центрами могут быть трамвайнотроллейбусное предприятие и ПАТП-1, где есть необходимая инфраструктура и материальнотехническая база.
Еще одна задача исследователей – получить данные о количестве перевезенных пассажиров. Для этого на каждом маршруте посчитают число вошедших и вышедших на каждой остановке. Эти сведения нужны для определения рентабельности маршрутов. Итогом исследования станет разработка проекта нового реестра маршрутов транспортных средств, которые будут обслуживать население города.
Важно мнение каждого
В рамках проводимого исследования каждый житель Орла имеет возможность лично высказать пожелания и предложения о том, как улучшить работу городского транспорта, какие новые маршруты нужны. Для этого можно заполнить анкету в Интернете по адресу www. createsurvey.ru/2/TdP3os/. Кроме того, на 18 конечных остановках транспорта проводится анкетирование горожан в устной форме. Присоединяйтесь!
Комментарий Виталия Гришакова, председателя комитета транспорта и связи городской администрации:
– Мы ожидаем, что результатом исследования пассажиропотока станут конкретные предложения по внесению изменений в реестр, в частности, какие маршруты необходимо изменить, дополнить, сократить за ненадобностью или ввести новые. Это будет кардинальное изменение маршрутной сети Орла с учетом особенностей дорожного строительства, появления новых жилых микрорайонов, возникших в течение последних трех лет.
"Орловская городская газета" от 13 февраля 2015 года