МУП "Трамвайно-троллейбусное предприятие": итоги работы и перспективы развития
Городская сеть общественного пассажирского транспорта Орла включает 41 маршрут, из которых электрическим транспортом обслуживаются восемь: 3 трамвайных и 5 троллейбусных.
Как проинформировал 1 ноября участников еженедельного рабочего совещания в администрации города Орла, Александр Коровин, генеральный директор МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие», ежедневно муниципальное предприятие выпускает на линии в среднем 75 единиц подвижного состава, перевозя 50 тысяч человек.
Александр Коровин подчеркнул, что 60% пассажиров трамваев и троллейбусов — это льготники, которые в основном оплачивают проезд с помощью электронного проездного. По мнению директора МУП «ТТП», внедрение электронной системы оплаты проезда на горэлектротранспорте значительно ухудшило экономическое состояние муниципального предприятия.
- В сравнении с аналогичными периодами прошлого года, - проинформировал Александ Коровин, - фактическая выручка предприятия от реализации разовых проездных билетов после внедрения электронной системы расчетов значительно снизилась. Кроме того, мы не видим прозрачности финансовых потоков между всеми участниками системы, так как в программе не отражаются данные по количеству транзакций по всем перевозчикам. Каждый перевозчик видит только свои показатели и не может проконтролировать поток распределения денежных средств.
По мнению гендиректора МУП «ТТП», сложное финансовое положение предприятия, убытки которого за 9 месяцев 2016 года составили 25,08 млн. руб., усугубляют многочисленные остановки движения при проведении аварийно-восстановительных работ коммунального характера, капитального строительства путепроводов, газопроводов, осуществление дорожных ремонтно-восстановительных работ и др.
Остановка и срыв графика движения горэлектротранспорта при выполнении работ по асфальтировке дорог, зачастую происходят по вине подрядных организаций, производящих работы. Дорожники не успевают их выполнять в отведенные сроки, увеличивая и без того немалые убытки МУП «ТТП», не компенсируя их, но при этом зарабатывая деньги.
Так за 9 месяцев текущего года, - подчеркнул Александр Коровин, - сумма убытков МУП «ТТП» от остановок и закрытия движения составила более 3 млн руб.
Для выхода из сложной финансово-экономической ситуации на предприятии проводятся организационно-технические мероприятия. Так, за отчётный период сэкономлено материальных и финансовых ресурсов 45,16 млн. руб., которые вкладываются в ремонт и поддержание работоспособного состояния подвижного состава, трамвайных путей, контактных сетей, инженерных коммуникаций, зданий и сооружений. До конца 2016 года планом предусмотрено сэкономить 62,76 млн. руб.
По информации Александра Коровина, в настоящее время на предприятии трудится 987 человек, из которых 257 водителей, 578 — рабочих и 152 — ИТР.
Троллейбусное депо обслуживает 79 единиц подвижного состава, из которых 73 — пассажирских и 6 — специальных. Специалистами депо выполнен капитальный ремонт 5 троллейбусов, что по сравнению с ремонтом на заводе, позволило сэкономить 11,5 млн. руб., проведен капитальный ремонт 167 тяговых и вспомогательных двигателей, освоен и постоянно расширяется ассортимент запасных частей, в результате чего по троллейбусному депо сэкономлено более 20 млн. руб.
Трамвайное депо обслуживает 84 единицы подвижного состава, в том числе 66 единиц — пассажирских и 18 единиц — специальных. Силами депо проведен капитальный ремонт 8 трамвайных вагонов, выполнен ремонт 40 ступиц колесных пар, 45 тормозных барабанов и др. За счет выполненных ремонтных работ собственными силами депо сэкономило 20,84 млн. руб.
Протяжённость трамвайного пути в городе Орле составляет — 38,9 км., из которых в аварийном состоянии находится — 13,21 км, требующие замены. Произведен капитальный ремонт 0,063 км одиночного трамвайного пути с применением усовершенствованной технологии, разработанной специалистами предприятия. Это позволило снизить затраты почти в 3 раза, по сравнению с аналогичной работой, если бы ее выполняла сторонняя организация.
Электроснабжение подвижного состава осуществляется от 15 тяговых подстанций, построенных еще в 1968-1988 годах, через 38.9 км однопутных контактных сетей трамвая и 76,51 км однопутных контактных сетей троллейбуса (требуется замена 19,3 км), а также с использованием кабельных линий общей протяженностью 142,55 км, (требуется замена 3,4 км). Энергослужбой предприятия произведена замена 0,647км контактного провода сети троллейбуса и трамвая, двух аварийных опор, отремонтировано 4 опоры (из 2842 - 869 опор не предназначены для контактной сети по нагрузке, а 119 опор находятся в аварийном состоянии и требуют замены).
Отделом внедрения новой техники за этот год восстановлено более 700 деталей трамвая, троллейбуса, автотранспорта и получена экономия 0,72 млн. руб.
Большое внимание на предприятии уделяется сохранению коллектива и повышению квалификации специалистов, в том числе основных рабочих. На предприятии проводятся конкурсы профессионального мастерства среди водителей трамвая и троллейбуса, токарей, фрезеровщиков, сварщиков. Отделом охраны труда постоянно осуществляется анализ условий труда рабочих, и выполняются мероприятия по их улучшению. Работникам выдаётся спецодежда, средства индивидуальной защиты и гигиены, работникам специальностей связанных с тяжёлыми или вредными условиями труда предоставляется дополнительный отпуск.
- Но, - посетовал Александр Коровин, - из-за низкого уровня заработной платы текучесть кадров составляет порядка 16,0%, а ранее престижные профессии водителей трамвая и троллейбуса сегодня не востребованы молодежью из-за низкой заработной платы. Так, средняя зарплата работников предприятия за 9 месяцев 2016 года составила — 13935руб., что значительно ниже средней зарплаты по транспортной отрасли (22 300 руб.) и в целом по городу Орлу. На сегодня недокомплект водителей составляет 80 человек, кондукторов — 178, работников службы энергохозяйства — 2, работников службы пути — 20, ремонтных рабочих трамвайного и троллейбусного депо — 73, мастеров ремонтных бригад — 14 человек.
- Нам необходимо в срочном порядке поднимать заработную плату, чтобы привлечь на работу молодые квалифицированные кадры, но постоянный дефицит финансовых средств не позволяет это сделать, - отметил Александр Коровин.
Подводя итоги своего выступления, гендиректор МУП «ТТП» обозначил следующие пути развития предприятия и обеспечения стабильной работы городского электрического транспорта. По его мнению, в городе с маршрутов городского электротранспорта необходимо убрать маршрутки, а областным (трехзначным) автобусам запретить работать в режиме городских, обслуживая пассажиров на всех городских остановках.
Учитывая, что цены на электроэнергию, тепловую энергетику, газ, воду растут ежегодно на 10-15%, необходимо хотя бы раз в год пересматривать тарифы на проезд или компенсировать предприятию разницу между установленным тарифом и фактическими затратами. Например, подчеркнул докладчик, в настоящее время, при себестоимости поездки 19,64 рублей без учёта средств на приобретение материалов и запасных частей для выполнения ремонтных работ, увеличения средней заработной платы тариф составляет 16 рублей.
Как считает Александр Коровин, в 2017 году городской власти необходимо предусмотреть финансирование предприятия в полном объеме, исходя из производственной деятельности предприятия. Это, по его мнению, поможет обеспечить безаварийную и стабильную работу городского электротранспорта, который является не только комфортабельным, но и экологически чистым. В перспективе же необходимо разработать общегородскую программу по обновлению городского электрического транспорта и созданию новых маршрутов движения трамваев и троллейбусов.