Нашлась управа
Получится ли заставить управляющие компании работать честно?
Процедура передачи технической документации при смене управляющей компании в многоквартирном доме (МКД) – до сих пор одно из самых слабых мест жилищнокоммунальной отрасли. Часто этот процесс оборачивается выставлением жильцам «двойных» квитанций, длительными судебными спорами.
Закон в силе
Недавно наша газета писала об инициативе Орловской городской ассоциации товариществ собственников жилья, предложившей регулировать этот порядок соответствующим муниципальным нормативным актом. Но и в той идее, как и в уже действующих на федеральном уровне правилах передачи документации, не хватало одного: в них не предусмотрено никакой персональной ответственности за нарушение требований законодательства. И какое-нибудь наглое ЖРЭУ или ООО абсолютно безнаказанно могло месяцами игнорировать решение общего собрания собственников дома, собирая квартплату и не подпуская к управлению выбранную жильцами компанию. Однако в начале мая как-то незаметно в праздничной суете произошло важное для ЖКХ событие: опубликованы изменения в Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП). Благодаря этим поправкам, введенным федеральным законом № 121 от 5 мая т.г., в КоАП появилась статья 7.23.2. «Нарушение требований законодательства о передаче технической документации на многоквартирный дом и иных, связанных с управлением таким домом документов». Она вводит ответственность за воспрепятствование деятельности по управлению МКД. Поправки охватывают практически весь спектр возможных правонарушений. Дословно это – «отказ от передачи технической документации и иных, связанных с управлением многоквартирным домом документов, либо уклонение от передачи таких документов, либо нарушение предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка и сроков передачи указанных документов».
Подчеркнем, речь идет не только о собственно технической документации, но и иных материалах, не связанных непосредственно с техническим управлением МКД (например, документы учета граждан по месту жительства (поквартирные карточки), информация о льготниках и т. п.). Причем нарушать порядок предоставления документации нельзя не только по отношению к управляющей организации, но, по аналогии, и к товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, жилищностроительному кооперативу, иному специализированному потребительскому кооперативу или одному из собственников помещений в многоквартирном доме. Все эти категории перечислены в Жилищном кодексе. Нарушителям грозит наложение административного штрафа: на граждан – в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц – от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
И, что не менее важно, совершение такого правонарушения должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
Надо сказать, вопросы о необходимости санкций за нарушения при передаче документации на управление многоквартирными домами неоднократно поднимались на общественном совете по ЖКХ при горсовете. Такие предложения направлялись в правительство РФ, Госдуму. И, наконец, законодателями услышаны.
Поправки вступили в силу 16 мая.
Стройная система
– Нынешние поправки в КоАП дополняют постановление Правительства РФ № 416 от 15 мая прошлого года «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами», в котором подробно расписан порядок передачи технической документации, – считает руководитель городской школы жилищного просвещения Рафаил Исламгазин.
По его словам, вместе они создают стройную систему действий собственников помещений. Например, общее собрание приняло решение о смене способа управления (истечении срока или досрочном расторжении договора управления). Что делать дальше? Теперь все это можно расписать пошагово. Уполномоченное собранием лицо в течение пяти рабочих дней направляет в адрес организации, управлявшей домом ранее, а также в жилищную инспекцию (орган муниципального жилищного контроля) уведомление о принятом на собрании решении с приложением его копии.
При этом прежняя управляющая организация обязана не позднее срока, установленного Жилищным кодексом РФ (один месяц до окончания срока действия договора), передать техническую документацию и иные, связанные с управлением документы, в новую управляющую организацию. Не сделает – новая управляющая организация или уполномоченное лицо собственников обращаются в орган государственного жилищного надзора с заявлением о составлении протокола об административном правонарушении и вынесении предписания прежней управляющей организации. Если и предписание проигнорировано, жилищная инспекция подает в суд иск о возбуждении административного производства в отношении руководителя или самой управляющей организации по указанной статье 7.23.2 КоАП. До сих пор это бремя ложилось в основном на самих собственников, большинство которых не имеют специального образования и не могли тягаться с бригадами юристов управляющей компании.
В случае успеха в судебном процессе штрафы – до 40 тысяч рублей руководителю и до 200 тысяч рублей управляющей организации – способны навсегда отбить охоту трепать жильцам нервы. Правда, все это пока в теории. Получится ли заставить управдомов работать честно, покажет уже практика применения новой статьи в КоАП.
Схитрить не выйдет
По крайней мере, еще недавно практика гражданских и арбитражных судов при рассмотрении дел о передаче документации, связанной с управлением многоквартирными домами, изобиловала фактами диаметрально противоположных подходов. Конечно, многие заканчивались в пользу собственников, решивших уйти в новую компанию. Но были и прецеденты, когда под разными предлогами документы передавать запрещалось, накладывались обременения даже на имущественные доли собственников помещений. Нередко недобросовестные компании отказывались передавать документацию, мотивируя тем, что ее у них попросту нет. И это им сходило с рук. Теперь такие уловки не пройдут.
P.S.
Появившееся в последнее время законодательство четко прописывает перечень документации, которая должна передаваться, и обязывает управлявшую домом организацию восстановить недостающие документы за свой счет. И это подкреплено чувствительными стимулами.
"Орловская городская газета" от 16 мая 2014 года