Не частное дело
Изношенная техника, несознательность жителей и низкие тарифы мешают ритмичному вывозу мусора из частного сектора областного центра.
Переполненные контейнерные площадки всегда можно найти на улицах домов частной застройки. Однако в последнее время мусора стало гораздо больше, что стало темой совещаний на муниципальном и областном уровнях. Обсуждали вопрос и на рабочем совещании 24 июня в городской администрации. За очистку контейнерных площадок в частном секторе отвечает МУП «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла» и она со своей задачей не справляется. О причинах мусорной проблемы «Орловской городской» рассказал директор предприятия Валерий Власов.
Техника слишком Б/У
– Почти весь транспорт орловской спецавтобазы представляет из себя натуральный автохлам.
Износ подвижного состава составляет 92%. Большинство машин эксплуатируются по 20-30 лет, можно сказать, с советских времен. Средств на их замену нет, поэтому мы вынуждены постоянно ремонтировать технику, поддерживать ее в рабочем состоянии. Ремонт требует больших денег, много времени и отвлечения трудовых ресурсов. Расходы на материалы и запчасти составляют почти 13 млн в год.
Кроме того, латаные-перелатаные машины малопроизводительны и очень прожорливы – потребляют слишком много топлива.
Нам нужен новый транспорт, с большой вместимостью и низким расходом горючего. Если заменить хотя бы восемь мусоровозов на современные, то мы технически решим вопрос. Однако острая нехватка оборотных средств и большие долги не позволяют купить машины за счет предприятия. Это можно решить только за счет масштабных инвестиций.
Низкие тарифы
Стоимость вывоза твердых бытовых отходов не повышалась с 2009 года.
В это же время тарифы для нас на захоронение ТБО на полигоне выросли на 24,8%, а с июля 2014 года повышаются еще на 4,2%. Растут тарифы и на коммунальные услуги. В июле минувшего года мы представили расчеты по изменению цен на вывоз мусора из районов частной застройки. Однако предложения предприятия были отклонены.
Каждый кубометр вывезенного мусора предприятию обходится в 253 рубля при утвержденном тарифе транспортировки 137 рублей. Разница в цифрах почти двукратная. Только за первый квартал этого года предприятие получило здесь убыток в размере 2,5 млн рублей.
Несовременные нормативы
Мусора в городе действительно стало больше, при том, что нормативы по его вывозу остались прежними. Раньше такого не было, но сейчас контейнерные площадки заполняются практически мгновенно. Они завалены бытовой техникой, мебелью, строительными отходами, ботвой с огородов и прочим хламом. В прошлом году объем ТБО составил 75 тысяч кубических метров. А по действующим нормативам оплачиваемый объем бытовых отходов составляет всего 53 тысячи кубометров. Таким образом, затраты на вывоз сверхнормативных объемов достигли 12 млн рублей. Сейчас предприятие является единственным перевозчиком по вывозу мусора из районов частной застройки, другие компанииперевозчики, видимо, знают истинное положение дел и в этот сектор со своими услугами не спешат.
Недоступные договоры
Одна из основных проблем — нежелание населения заключать договоры на вывоз мусора.
Всего 67% владельцев частных домов заключили с нами договоры. Сегодня спецавтобаза обслуживает 11 780 абонентов (147 контейнерных площадок), из них договоры заключили 7922 домовладения. Почти 4000 абонентов обязательств не имеют. Причины хозяева называют самые разные, подчас издевательские: от «у нас нет мусора», до «мы закапываем отходы на своем участке».
В то же время мы не можем понудить людей к заключению договора, это не допускается.
Есть еще одна неприятность. Многие жители не хотят платить даже по договорам — сумма поступивших платежей в кассу предприятия едва превышает 85% от начисленных.
В этой ситуации мы рассчитываем на помощь власти и общественности. Необходимо создать условия для того, чтобы недобросовестные владельцы платили за услугу, как все.
Тем временем
Острота «частных» проблем может быть снижена. 24 июня глава администрации Орла Михаил Берников сообщил на рабочем совещании, что он намерен внести для рассмотрения депутатами городского Совета предложение повысить расходы муниципальной казны на уборку мусора.
Опыт регионов
Заключение договоров с частниками не является чисто орловским вопросом. Везде его пытаются решить по разному. В Туле, например, чиновники предложили организовать дежурство возле контейнерных площадок и спрашивать паспорт у людей, выносящих мусор, с целью выявить мусорных «контрабандистов». В Ростове-на-Дону планируют обязать каждое частное домовладение обзавестись собственным контейнером и платить за его очистку. В этом направлении работал и Белгород. В том же Ростове, кстати, пересмотрели нормативы количества накопленных отходов за год на душу населения и в полтора раза увеличили с 1 июля 2014 года плату за их вывоз.
"Орловская городская газета" от 27 июня 2014 года