Не может сердце жить покоем
Строка из знаменитого стихотворения Александра Блока «На поле Куликовом» вспоминается как лейтмотив к этой экспозиции. Выставка произведений Ильи Глазунова цикла «Поле Куликово» из фондов Тульского музея изобразительных искусств открылась сегодня в Орле. Картины поступили в коллекцию Тульского музея изобразительных искусств в 1982 году. Это 24 произведения живописи и графики из цикла «Поле Куликово», посвященные 600-летию исторической битвы. Произведения приобрело у автора Министерство культуры РФ, а затем они были переданы музею в Туле. В экспозиции, выставленной в Орловском музее изобразительных искусств, представлены 22 полотна.
Над циклом «Поле Куликово» Глазунов работал нескольких лет, воплощая свой замысел на основе исторических материалов, летописей, жития Сергия и московского князя Дмитрия, изучения древнерусской повести «Задонщина», народных преданий и легенд. Важным для художника было посещение самого поля Куликова как исторического места великого сражения. Ратный подвиг русского воинства в битве в 1380 году на поле Куликовом с монголо-татарской ордой последовательно и эмоционально раскрывается в каждом полотне и выстраивается в единую цепь образного звучания. Весь цикл насчитывает 30 произведений, 24 из которых в течение 30 лет бережно хранятся в Тульском музее изобразительных искусств и периодически участвуют во многих персональных выставках Ильи Сергеевича. В Орле выставка проработает до 31 марта.
Главными, символическими фигурами выступают московский князь Дмитрий и игумен Троицкой обй'тели Сергий Радонежский, благословивший князя Дмитрия с его войском на Великую победу («Дмитрий Донской», «Сергий Радонежский». «Канун. Перед Куликовской битвой»). Важное место занимает полотно «Гонец». Художник умело использует эффекты освещения в разработке темы и образа гонца, как предвестника предстоящего сражения.
Мужество и сила русских воинов ярко выражена художником в образе воина-монаха Александра Пересвета, вступившего в бой с богатырем Челубеем во имя защиты земли Русской («Поединок»). Эту идею Глазунов столь же вдохновенно воплотил в многофигурных композициях с панорамным охватом пространства, заполненного противостоящими друг другу войсками («Засада», «Туман», «Бегство татар»).
Необычайно выразительной предстает княгиня Евдокия, жена Дмитрия Донского («Княгиня Евдокия в храме», «Проводы войск»). Ее образ ассоциируется с представлением о красоте русских женщин, их стойкости и непоколебимой веры в победу.
Князь Дмитрий принимал личное участие в этом победном сражении, к счастью, избежав трагической гибели. Этот исторический момент отражен Глазуновым в произведении «Нашли князя Дмитрия». Кульминационным моментом исторического сражения воспринимается картина «Ночь после битвы», где под покровом ночи мы видим землю, усеянную телами погибших воинов.
Художник параллельно разрабатывал и тему завоевателей («Штурм града», «Хан Мамай»).
Итог исторической битвы - тема Победы и возвращения русских воинов в родные края («Возвращение»). Символом красоты Русской земли, звучащим как победный гимн, воспринимается Поле Куликово («Поле Куликово», «Верный конь»). По выражению самого художника, он стремился «передать только жизненную достоверность, истинность происходящего, чтобы еще раз наш современник прикоснулся к великому прошлому Родины, с новой силой почувствовал бы неразрывную связь времен, связь поколений, свою сопричастность к событиям давно минувших эпох».
Биографическая справка:
Илья Глазунов родился 10 июня 1930 года в Ленинграде. Во время блокады от голода погибли его отец, мать и почти все близкие родственники. Через смертельную для многих «дорогу жизни», пролегавшую по льду Ладожского озера, будущий художник был вывезен из осажденного города и два года провел в глухой новгородской деревне. После возвращения в родной город он поступил и блестяще окончил среднюю художественную школу и Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. В 1957 году в Москве состоялась первая выставка Ильи Сергеевича, уже тогда ставшая заметным явлением в современном искусстве, на которой обозначилась ведущая направленность творчества художника, обращенная к разным жанрам живописи с преимущественным перевесом в сторону тематической картины и портрета.