О дорожных перспективах
Уличнодорожная сеть Орла существенно отстает от темпов автомобилизации. Большинство автомагистралей построены в 60е годы прошлого века с расчетом на обслуживание 30 тысяч автомобилей, которые тогда ездили по орловским дорогам.
А по состоянию на 2013 год в нашем городе зарегистрировано уже более 120 тысяч единиц транспорта, не считая транзитного. И автопарк продолжает расти: по статистике орловцы ежегодно покупают около 10 тысяч новых автомобилей.
Выход один: строить новые дороги и модернизировать существующие.
О дорожных перспективах «Орловской городской» рассказал заместитель главы администрации Орла Александр Муромский.
– Городские власти видят возможность значительно разгрузить основные магистрали за счет ввода в эксплуатацию двух новых: по улице Раздольной – от Михалицына до Металлургов и по улицам Мостовой – Генерала Родина.
Строительство первой очереди магистрали по Раздольной – от Михалицына до Бурова завершается к концу этого года. Дорога стоимостью более 350 млн рублей фактически построена: уложено дорожное полотно, сделаны тротуары, газоны, освещение. Осталось установить надземный пешеходный переход. Конструкция, изготовленная на одном из московских заводов, будет перевезена в Орел в течение недели, монтажные работы займут еще около двух недель.
Проектносметная документация строительства второй очереди дороги по Раздольной – от Бурова до Металлургов находится на государственной экспертизе в Саратове. Планируем приступить к строительным работам в 2014 году и завершить их в 2015м.
Строительство магистрали на Мостовой стоимостью 240 млн рублей продолжается по графику. В соответствии с договором подряда работы должны быть завершены в июле 2014 года. Были вынужденные задержки изза разногласий с жителями прилегающих к дороге частных домовладений. Конфликтная ситуация разрешена судом в пользу администрации. Тем не менее, городские власти удовлетворили часть претензий владельцев участков – насколько это возможно, отодвинули от их домовладений дорогудублер, расширили радиусы въездов на приусадебные территории.
Сейчас причин для снижения темпов работ нет.
В последнее время активно обсуждается тема строительства дороги от Болховского до Наугорского шоссе к развивающимся микрорайонам Жилино и Наугорский. Это интересный и перспективный проект. Но сначала нужно разобраться с принадлежностью земель, по которым должна проходить автотрасса. Сейчас земельные участки находятся и в неразграниченной, и в муниципальной, и в частной собственности.
Есть еще один масштабный проект – реконструкция центральной городской магистрали. Архитектурные идеи, предложения проектировщиков широко обсуждались во властных структурах и в обществе. Мнения самые противоречивые. Противники проекта утверждают: деньги будут потрачены впустую, потому что проект не будет реализован — слишком велика стоимость реконструкции (до 12 млрд рублей).
Хочу отметить, что с введением федерального закона о дорожных фондах бюджетное финансирование увеличилось кратно. К примеру, в 2011 году (до создания Дорожного фонда) финансирование дорожного хозяйства из областного бюджета составило менее 700 млн рублей, в 2012 году – 2, 3 млрд, а в 2013м – уже более 2, 5 млрд рублей.
Профильные министерства разрабатывают федеральные целевые программы. Обязательным условием включения в них являются не схемы с указанием «хотелок» и ориентировочной стоимостью, не предпроектные проработки и эскизы, а проектносметная документация с положительным заключением госэкспертизы. Только при соблюдении этого требования возможны дальнейшие переговоры о получении федеральных субсидий. А насколько результативыми они будут, напрямую зависит от работы муниципальных властей и правительства Орловской области.
Что касается стоимости проектносметной документации, по результатам проведенного аукциона она составила 142 млн рублей. Много это или мало? Для сравнения: в 2011 году ведущий проектный институт Орловской области ОАО «Гражданпроект» представил коммерческое предложение по проектированию подземного пешеходного перехода на пересечении улиц Герцена и Московской со стоимостью ПСД 13 млн рублей. А в сегодняшнем проекте реконструкции таких переходов более десяти, плюс обследование и реконструкция мостов, путепроводов и многое другое. Кстати, перед аукционом заказчик отправил условия проектирования в Москву, Воронеж, Брянск и Орёл, пригласил подготовить коммерческие предложения и принять участие в торгах. В соответствии с заданием основанием для работы является генеральный план города Орла, предусматривается разбивка проекта на пусковые комплексы. Самые удачные и выгодные предложения пришли из Омска.
Правительство Орловской области выделяет из Дорожного фонда 95% от стоимости работ. И только 5 % (7,2 млн рублей) — доля муниципального бюджета. На сегодняшний день проектировщик не получил ни копейки. По условиям контракта оплачиваются лишь фактически выполненные работы, без авансирования.
Будет ли реализован проект реконструкции, зависит от включения в бюджет Орла на 2014 год 7, 2 млн рублей по данной строчке.
Тем временем
Улицы и светофоры
Сейчас в администрации Орла формируется программа ремонта уличнодорожной сети на 2014 год. Предполагается отремонтировать 28 объектов в Советском, 51 — в Заводском, 41 — в Железнодорожном и 34 — в Северном районах Орла. Самые крупные: Карачевское шоссе (50 млн руб.), ул. Комсомольская – от Красина до Гостиной (15 млн), Пионерская (10 млн), 7е Ноября (21 млн), Ляшко (24,5 млн), Паровозная (29, 6 млн). Как сообщил «Орловской городской газете» начальник МКУ «УКХ г. Орла» Владимир Достовалов, суммы пока ориентировочные, а перечень дорог еще будет уточняться.
В уходящем году в Орле отремонтировано 43 объекта уличнодорожной сети протяженностью 34 км, а также 117 дворовых территорий. Сейчас завершается капремонт на Городской. Выявились проблемы с асфальтом на Колхозной. Брак будет устраняться подрядчиком по гарантии.
В рамках программы «Содействие обеспечению безопасности дорожного движения» в этом году в Орле капитально отремонтировали 13 светофоров, модернизировали четыре и оборудовали три новых. В городе установлены 11,2 км пешеходных ограждений, четыре «лежачих полицейских». Дорожники нанесли 4, 5 тыс кв. м. разметки с применением спрейпластика, установили знаки со светодиодной подсветкой на 80 нерегулируемых пешеходных переходах. В районе Прокуровки заменили 208 метров огражденийбарьеров (отбойников), а на десяти улицах в центре города установили в общей сложности 439 дорожных знаков, сообщил Владимир Достовалов.
Среди важных мероприятий – обследование всех 11 городских мостов и путепроводов. На каждый объект впервые составлен техпаспорт. К концу года планируется закончить разработку проектносметной документации на капремонт моста «Дружба» через Оку, а также путепровода в районе ул. 1й Курской.
Записал Александр Семенов
Орловская городская газета № 47 (179), 6 декабря 2013 год