Об организации инклюзивного образования в школах Орла
В администрации города Орла подвели итоги работы по созданию необходимых условий для получения качественного образования детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и их социальной адаптации, в том числе посредством организации инклюзивного образования.
В своем докладе на еженедельном рабочем совещании в администрации города Орла начальник управления образования Александр Шатохин отметил, что в областном центре особые образовательные потребности имеют 22 % детей- дошкольников от общего количества воспитанников муниципальных детских садов (17419 детей), в том числе 3712 детей с ограничениями в здоровье и 146 детей-инвалидов. И организация инклюзивного образования, по мнению Александра Шатохина, обеспечивает равный доступ к образованию для всех детей с учетом разнообразия особых образовательных потребностей.
Эта работа регулируется большим количеством вновь принятых нормативных документов. В них изложены особенности организации образовательной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе – введение обучения по адаптированным программам, создание специальных условий образования для лиц с ограничениями в здоровье.
Как подчеркнул Александр Шатохин, еще задолго до официального введения инклюзивного образования, в орловских дошкольных учреждениях уже проводилась работа с детьми, имеющими ограничения в здоровье. Так, в городе сложился положительный опыт работы по осуществлению квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья:
- ДОУ №№ 27, 73 - для детей с нарушением зрения (177 детей);
- ДОУ №№ 6, 26, 58 –для детей с нарушением речи (180 детей);
- ДОУ № 34 - для детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата (48 детей);
- ДОУ № 11 - для детей с функциональными нарушениями нервной системы (67 детей);
- ДОУ № 13 - для детей с нарушением интеллекта (24 ребенка – инвалида);
- ДОУ № 16 –для детей с туберкулезной интоксикацией и часто болеющих детей (194 ребенка).
Кроме этого, в 61 детском саду наряду с группами общеразвивающей направленности функционируют группы компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности, в которых педагоги осуществляют коррекционную образовательную деятельность. Всего таких групп организовано 135, в них 2298 детей, в том числе:
- 123 группы для детей с нарушением речи – 2145 детей;
- 4 группы для детей с задержкой психического развития - 44 ребенка;
- 6 групп для детей с нарушением зрения – 96 детей;
В детских садах № 17 и 84 города Орла работают 3 группы комбинированной направленности, где осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
В 26 детских садах города функционируют 28 логопунктов, в которых 748 детей дошкольного возраста получают квалифицированную коррекцию речевого развития. В текущем 2016 – 2017 учебном году были дополнительно открыты 3 логопедические группы в ДОУ № 65, 92, 93 и 3 логопункта в дошкольных учреждениях № 15, 32, 92.
Наряду с коррекционно–развивающей работой в детских садах города проводится лечебно-оздоровительная работа, которая предполагает своевременную диагностику и сочетание психолого-медико-педагогической коррекции с профилактическими мерами. Врачи-специалисты проводят углубленный осмотр детей с ОВЗ и назначают индивидуальные курсы лечения: медикаментозный, витаминотерапию, физиотерапию и другие.
- Конечно, введение инклюзивного образования, - подчеркнул Александр Шатохин, - потребовало от нас систематизации этой работы, создания новых условий для ее организации, обновления подходов к этому виду деятельности, в том числе- открытие групп других направленностей, разработку и использование адаптированных образовательных программ, включения в эту работу специалистов муниципального образовательный центра психолого – педагогической, медицинской и социальной помощи. Учитывая возникшую потребность, мы открыли 2 группы (13 человек) для детей – аутистов во вновь открытом детском саду №92. Комплектование коррекционно-развивающих групп в детских садах осуществляется на основании заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии с учётом психофизического нарушения, имеющегося у ребёнка, с согласия родителей.
По мнению начальника управления образования, городской центр сегодня занимает лидирующие позиции по организации инклюзивного образования не только в нашем регионе, но и центральном федеральном округе. В нем создана целая система работы с родителями, образовательными учреждениями и педагогами по психолого- педагогической диагностике детей, разработке дополнительных образовательных программ различной направленности, оказанию коррекционной помощи через проведение психологических, логопедических занятий.
На базе центра образована и работает территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия, специалистами которой
проводится обследование ребенка для подтверждения статуса «ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)», определения необходимой адаптированной образовательной программы и условий дальнейшего обучения. Ежегодно психолого-медико-педагогическое обследование проходят от 2000 до 2500 детей дошкольного возраста.
Для осуществления образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями дошкольные образовательные учреждения разрабатывают адаптированную основную образовательную программу на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и Федерального образовательного стандарта дошкольного образования. Для детей-инвалидов составляется индивидуально-ориентированная комплексная программа коррекции и реабилитации.
Доступное образование для детей с ОВЗ обеспечивают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. На сегодняшний день в коррекционной работе задействованы следующие специалисты:
- 169 учителей – логопедов (специалисты по коррекции исправлению речи),
- 16 учителей – дефектологов (специалисты по работе с детьми, имеющими различные отклонения в развитии);
- 9 тифлопедагогов (специалисты по коррекции зрения)
- 96 педагогов – психологов;
- 91 инструктор по физической культуре;
- 138 музыкальных руководителей;
- 93 педагога дополнительного образования;
- 356 воспитателей.
Образовательный ценз педагогических работников высокий, у 80 % педагогов высшее профессиональное образование, 75 % педагогических работников аттестованы на высшую и первую квалификационные категории.
На основании Межведомственного комплексного плана мероприятий по развитию системы профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Орловской области, утверждена «Дорожная карта», которая реализуется в 2016 – 2017 учебном году. Она предусматривает организацию и проведение мероприятий по подготовке кадров к работе с детьми – инвалидами и детьми с ОВЗ, в которых принимают активное участие педагоги и специалисты дошкольных образовательных учреждений города Орла.
С сентября 2016 года в целях обеспечения условий успешного обучения, адаптации и социализации в 3-х учреждениях введены ставки тьюторов для индивидуального сопровождения ребенка-инвалида в процессе обучения.
В настоящее время осуществляется работа по развитию ранней помощи детям группы риска, детям-инвалидам, детям с генетическими нарушениями и сопровождения их семей. Распоряжением правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. № 1839-р утверждена Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года.
Дошкольные образовательные учреждения города Орла № 6, 35, 58, 73, 77 являются базовыми по вопросу «Реализация Концепции развития ранней помощи детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья на 2016 – 2019 годы» в рамках региональной инновационной площадки.
Содержание образовательного процесса в дошкольных учреждениях предусматривает широкий спектр дополнительных образовательных услуг, так как занятия в кружках, студиях и секциях способствуют успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей с ограниченными возможностями здоровья в социуме.
Доступное и качественное дошкольное образование обеспечивает успешную социализацию, полноценное участие в жизни общества, равные с обычными детьми стартовые возможности для дальнейшего обучения.
Однако получение образования детьми с ограничениями в здоровье и детьми-инвалидами, - подчеркнул Александ Шатохин, - было бы невозможно без обеспечения доступности образовательных учреждений. Согласно проектам пандусы, лифты и электроподъемники для маломобильных групп населения имели лишь дошкольные учреждения, сданные в эксплуатацию с 2012 по 2016 гг., в частности детские сады №№ 91, 92, 93, 94 и 95.
Для повышения доступности учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья проведена оценка соответствия уровня обеспечения доступности услуг для инвалидов, составлен «Паспорт доступности» каждого учреждения образования, разработано и утверждено итоговое заключение о состоянии доступности объектов социальной инфраструктуры, разработаны адресные планы адаптации и обеспечения доступности услуг дошкольных учреждений для инвалидов.
8 дошкольных учреждений (ДОУ № 3,13,17,25,34,35,73,84) участвуют в государственной программе «Доступная среда» на 2011 – 2020 годы. В них организованы и проведены ремонтные работы по созданию архитектурной доступности учреждений образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: установлены пандусы, оборудованы санузлы, отремонтированы учебные и игровые помещения, расширены дверные проемы, устранены пороги на путях следования в оборудованных для маломобильных групп помещениях, отремонтированы полы в рекреациях, спортивных и актовых залах, установлены кнопки вызова, закуплено специализированное оборудование.
В целом, на выполнение ремонта и оснащение дошкольных учреждений из бюджета трех уровней выделено более 14 млн руб.
В 2017 году государственной программой «Доступная среда на 2011- 2020» также предусмотрено софинансирование мероприятий по созданию условий для инклюзивного образования детей в муниципальных дошкольных учреждениях города Орла.