Остановка перед выбором
В Орле утвердили положение об остановочных пунктах.
Признаемся себе, внешний вид и оборудование многих пассажирских остановок в Орле далеки от идеала. Разномастные, иногда совсем ветхие. Горожан, ежедневно пользующихся общественным пассажирским транспортом, мягко говоря, раздражает состояние некоторых из них: поломанные конструкции, грязь и мусор вокруг, отсутствие освещения, навесов и лавочек и многое другое. Пассажиры хотят видеть остановки не только комфортными, чистыми, но и эстетически привлекательными, оригинально оформленными в едином стиле с окружающими зданиями.
Кажется, в скором времени ситуация изменится к лучшему. Для наведения порядка в этой сфере в администрации Орла разработали и утвердили Положение об остановочных пунктах общественного пассажирского транспорта. В документе впервые детально расписан порядок установки пассажирских павильонов и их обустройства. И не только. Сформулированы требования к их информационному обеспечению, определены службы, отвечающие за уборку и текущее содержание остановок.
В частности, остановки, которыми пользуются более 100 пассажиров в сутки, за исключением остановочных пунктов на территории автовокзалов, обустраиваются защитой от атмосферных осадков (остановочными павильонами), если позволяет земельный участок.
Понятие «остановочный пункт» должно включать набор обязательных элементов: остановочную и посадочную площадки, заездной карман, боковую разделительную полосу, тротуары и пешеходные дорожки, закрытый или открытый (навес) павильон ожидания, урны для мусора, скамейки, электрическое освещение, пешеходный переход, дорожные знаки, разметки, ограждения, информационные табло с расписанием.
Кстати, информационное обеспечение остановочных пунктов, по поводу которого городской комитет по транспорту пока засыпают претензиями, должно порадовать самых взыскательных пассажиров. На указателях (за исключением остановок на автовокзале) должно быть: условное обозначение транспортного средства (автобуса, троллейбуса, трамвая), наименование остановочного пункта, номера маршрутов регулярных перевозок и расписание для всех маршрутов, в состав которых включена эта остановка, наименование конечной остановки каждого маршрута, надпись «По требованию» на тех остановках, где посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию и, наконец, наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров.
В документе четко определено, что текущее содержание (эксплуатация) остановочного пункта, организация и производство уборочных работ тротуаров и пешеходных дорожек организуются МКУ «Управление коммунальным хозяйством города Орла». Ежегодно УКХ должно оценивать техническое состояние остановочных пунктов и приводить их в соответствие с регламентным.
Положение прокомментировал начальник МКУ «УКХ г. Орла» Владимир Достовалов:
– Впервые вышло постановление, упорядочившее работу сразу всех служб, занятых в этой деятельности. Положение очень актуально и своевременно: в городе полным ходом идет строительство новых микрорайонов. Взять, к примеру, Наугорку: здесь назрела необходимость в продолжении ул. Приборостроительной – значит, будет еще одна остановка. То же – на улицах Раздольной и Генерала Родина. Так что по мере развития и застройки городских территорий схема местонахождения остановок, конечно, может дополняться и изменяться.
Положение упорядочивает вид остановок. Решение этих вопросов в наших силах. Поставим дополнительные урны, по весне отремонтируем лавочки и навесы. Проблему составляет освещение. В принципе, у нас нет неэлектрифицированных улиц и разбег между опорами уличного освещения для любой остановки составляет от 20 до 40 метров. Но, если будет принято решение по внутреннему освещению, осилим и эту задачу – было бы финансирование. Готовы оборудовать и заездные карманы – там, где это необходимо из соображений безопасности дорожного движения и где возможно: позволяет ширина тротуара, есть условия для переноса опор уличного освещения и контактной сети, выноса подземных инженерных коммуникаций за пределы реконструируемых участков. Нужно учитывать, что на содержание и ремонт остановок ежегодно выделяется из бюджета около 4 млн рублей. А один квадратный метр заездного кармана обходится в 3,5 тыс. рублей. В целом размеры кармана составляют не менее 25 метров в длину и от 0,7 м до 2,5 м в ширину. А если проходит троллейбусное движение, параметры увеличиваются вдвое. Нетрудно подсчитать, во что обойдется городской казне оборудование карманами всех остановок.
К слову, в Орле более 230 остановок пассажирского транспорта. Но собственностью муниципалитета, находящейся в оперативном управлении УКХ, являются лишь 89 из них, остальные содержат торговые предприятия и другие учреждения. Несколько остановок, к примеру, взял на свое обеспечение Сбербанк, установив там терминалы.
УКХ, по словам В. Достовалова, готово установить и щиты расписания с номерами и графиками маршрутов. Для этого транспортники должны предоставить соответствующую информацию.
Председатель комитета транспорта и связи Виталий Гришаков:
– Графики движения разработаны, информацию можно разместить уже сегодня. Но пока не наведем порядка в сфере пассажирских перевозок, графики не будут соблюдаться. Зачем вводить в заблуждение пассажиров?
Начальник управления городского хозяйства Николай Рвачёв:
– Положение формулирует порядок предоставления земельных участков под остановочные пункты, четко определяет набор функциональных элементов. Речь не о том, чтобы все пассажирские остановки были на одно лицо. Например, к чему менять комфортабельные и привлекательные внешне остановки, оборудованные Сбербанком?
Наши архитекторы предложили пять типов оформления остановочных пунктов. К слову, стоимость одного павильона 60–70 тыс. руб. Не будем торопить события и говорить о сроках: весной УКХ проведет инвентаризацию остановок в городе, на ее основе разработаем программу работ по упорядочению их внешнего вида и соответствия требованиям положения. При этом будем исходить из реальных возможностей городского бюджета.
Александр СЕМЁНОВ
"Орловская городская газета", № 49 (181), 20 декабря 2013 года