Гендиректор компании «Пумос» о реализации проекта «Энергосервис» в Орле
В Орле реализуется крупнейший в России проект «Энергосервис» по замене уличных фонарей на современные энергосберегающие светодиодные светильники.
Хотя он еще не завершен, жители областного центра начали давать первые оценки: от «все хорошо» до «стало хуже», а часть горожан даже не заметили замены уличных фонарей. Люди стали жаловаться городской власти на неудобства. Директор орловского предприятия по производству светильников «Пумос» Евгений Путилин рассказал ИА «Вечерний Орёл» о своих лампах, с какими трудностями столкнулся проект, что сделано правильно, какие недостатки можно исправить и к чему нужно просто привыкнуть.
- В этом году в Орле началась масштабная модернизация уличного освещения. В ее рамках предусмотрена замена 11607 существующих фонарей на энергосберегающие светодиодные. Есть ли в стране подобный опыт?
- Проект такого масштаба в России реализуется одним из первых. Его можно назвать пилотным — достаточно крупный город полностью переходит на светодиодное уличное освещение. Проект сложный, требует компетенции, взаимосвязи и слаженной работы всех участников процесса: заказчика работ МКУ «УКХ г. Орла», генерального подрядчика — ПАО «Ростелеком» и субподрядчиков — АО «Орелоблэнерго» и АО «Пумос», а также администрации города. «Ростелеком» выполнил аудит действующей системы городского освещения и подготовил детальный проект модернизации. «Пумос» производит лампы и передает их энергетикам для установки на опорах улично-дорожной сети.
- В соцсетях можно найти заявления, что лампы куплены неизвестно где и долго они не прослужат.
- По контракту поставщик определен один – производитель, он же поставщик светильников — орловское научно-производственное предприятие АО «Пумос». Мы производим светильники «Гелиос» собственной разработки (мощностью от 25 до 100 ватт). Линза имеет широкую диаграмму — 140 градусов по горизонтальной плоскости и 70 — по вертикальной, специально спроектированную для установки на городских улицах. Я уверен в качестве нашей продукции. В производстве используются комплектующие брендов, годами зарекомендовавших себя на российском рынке. В лампах применяются японские светодиоды фирмы Nichia с рекодными показателями 150 лм/вт , которая входит в большую тройку производителей этих изделий в мире. Это единственная импортная деталь в наших светильниках. Кстати, Nichia заявляет о том, что у них норма брака — один светодиод на миллион. Фонари в Орле в общей сложности содержат 500 тыс. светодиодов — здесь неисправности априори практически исключаются. Блоками питания снабжает предприятие из Санкт-Петербурга. Петербургские драйверы постоянного тока имеют международные сертификаты и европейские протоколы испытаний. Орловские производители поставляют детали из металла и пластика, крепеж и алюминиевые платы. Их исполнение также не вызывает нареканий.
В процессе производства каждое изделие проходит многоуровневый контроль качества. Перед отгрузкой каждый светильник проверяется на герметичность в емкости с водой. Затем идут испытания по наработке на отказ. Лишь после этого мы передаем лампы смежникам для последующего монтажа.
- И что, совсем нет брака?
- Как это, «совсем нет»? Это техника и она, по определению, может ломаться. По отраслевым нормативам брак может составлять до 5%. Мы выше 1% не поднимаемся. Таким образом, я допускаю что в Орле из огромного количества установленных ламп смогут подвести около сотни за время гарантийного срока. Не больше.
- Какую гарантию вы даете?
- По условиям контракта - семь лет. На нас лежит самая большая ответственность — затраты по замене вышедших из строя светильников несет наше предприятие. Естественно, что мы крайне заинтересованы в качестве продукции. «Пумос» на рынке уже 20 лет, заслужил репутацию, и мы намерены продолжать в том же ключе многие годы. Орловские приборы проверены экстремальным климатом, они успешно прошли испытания в Индии 50-градусной жарой и служат на Крайнем Севере при минус 50. Сам факт, что «Ростелеком» выбрал нас из множества поставщиков, говорит о многом.
- Тогда как понимать результаты проверки 7 сентября, проведенной МКУ «УКХ г. Орла»? Из 3465 фонарей не горели 220. Количество неработающих изделий составило 6%. На это обратил внимание глава администрации Орла Андрей Усиков на рабочем совещании 20 сентября. Кроме того, он указал на жалобы горожан на недостаточный уровень освещения.
- Дальнейший разбор полетов покажет, но я не сомневаюсь, что подавляющее большинство случаев связано с отсутствием подключения энергоснабжения. Сетям уличного освещения много лет: может быть поврежден провод или кабель. Может выбить фазу и тогда светильники горят через одну или две опоры. В любом случае, энергетики решают такие вопросы в рабочем порядке.
Не все гладко и с качеством монтажа — светильники не всегда прикреплены под правильным углом. Любой перекос создает неравномерность освещения. Был выявлен ряд участков на которых мощность ламп не соответствует проектной. Здесь элементарно перепутаны светильники. Это объяснимо: при громадном объеме работы накладок не избежать. Главное, что недостатки можно исправить. Важно понимать, что некачественную работу заказчик — МКУ «УКХ г. Орла» не примет, если уровень освещения не будет соответствовать ГОСТ 55706.
- Жители Орла недовольны тем, что местами фонари по сути «воткнуты в кроны деревьев» и ничего кроме них не освещают.
- Кроны больших деревьев действительно мешают. Но этот вопрос лежит вне сферы ответственности предприятия. В тоже время, отмечу, что для установки светильников смежники использовали имеющиеся опоры. Установка новых столбов энергосервисным контрактом не предусмотрена. За состоянием деревьев следят городские коммунальные службы. Работы по опиловке носят сезонный характер. Думаю, проблема будет решаться. А так действительно, в Орле есть места, где фонари чересчур эффектно подсвечивают зелень деревьев. Наглядные примеры: ул. Московская (участок от ул. Революции до Степана Разина) и ул. Горького (на участке от ул. 60 лет Октября до Пионерской). На Горького, кстати, и часть ламп не горит. Здесь, опять же, надо смотреть подключение электричества.
- Есть и другие замечания. Говорят, что на улицах стало темнее, на дорогах появились пятна.
- Лампы устанавливаются по проекту, разработанному «Ростелекомом». Компания, в свою очередь для проекта использовала актуальные ГОСТы. Замеры, официальные и неофициальные, показывают, что освещение в большинстве случаев соответствуют современным требованиям - в зависимости от категории дороги - 5, 10 люкс на периферии или 15 люкс на центральных улицах. С другой стороны, скажу еще раз, проект разрабатывался под существующую городскую инфраструктуру освещения. А она досталась в наследство с прошлых времен и не всегда отвечает современным градостроительным нормам и требованиям ПЭУ. Например, расстояние между столбами может составлять не 27-40 метров, а 45-51 (например, участок Московского шоссе). Либо столб стоит, а лампа на нем не предусмотрена. Эти места берутся «на карандаш» и с ними предстоит работать.
Там же, где инфраструктура позволяла сделать все как надо, удалось достичь, в буквальном смысле, видимых результатов.
Светлыми, на мой взгляд, получились Московская, Комсомольская, Гостиная, Тургенева, Ливенская, Колхозная улицы, Карачевское шоссе. В некоторых кварталах частного сектора свет появился впервые - на улицах примыкающих к Колхозной, Ливенской и т.д.
- Что вы можете сказать про Московское шоссе?
- Московское шоссе имеет даже небольшой пересвет – 17,8 люкс при норме 15 по ГОСТ 55706 . При этом соглашусь, шоссе выглядит не так заметно. Глава администрации города Андрей Усиков на встрече по проекту поручил подумать над улучшением освещения центральной улицы. С чем я полностью согласен, по Московскому шоссе приезжает большинство гостей города. Сделать его еще более ярким — вопрос стратегический.
- Многим орловцам не нравится новый белый свет.
- К светодиодному спектру надо привыкнуть. Спектр близок к нейтральному и для глаз он благоприятен. Его цветовая температура составляет 5000 кельвинов. Для сравнения цвет при температуре 2-3 тыс. кельвинов считается теплым, 7 тыс. К — холодным. В светодиодном спектре люди видны лучше — контрастнее. Лучше видны и светоотражающие полоски на одежде. Водителем и пешеходом свет воспринимается по-разному. Водитель через стекло (часто тонированное) видит черезполосицу между столбами, пешеход — нет. Это тоже надо учитывать.
- Работы по энергосервисному контракту завершатся в октябре. «Пумос» справляется с объемом поставок светильников для монтажа? Заказ все-таки большой.
- Да. Более того, мы изготавливали светильники с опережением графика, на складе всегда был (и есть) необходимый запас для исполнения контракта. На сегодня отгружено свыше 75% продукции, а полностью обязательства будут выполнены в первых числах октября.
Для нас важно, чтобы проект «Энергосервиса» в Орле состоялся и был оценен в России как успешный. Поэтому готовы участвовать в совместном решении проблем.
Справка
24 ноября 2015 года МКУ «УКХ г. Орла» заключило с ПАО «Ростелеком» муниципальный энергосервисный контракт. Он предусматривает обеспечение энергосбережения и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии при эксплуатации комплекса электроустановок наружного освещения. В октябре (срок завершения работ по контракту) этого года предстоит заменить светильники, а также создать и ввести в эксплуатацию автоматические системы управления наружным освещением.
По подсчетам специалистов, размер экономии энергетического ресурса за 5 лет составит 31,7 млн кВт.ч. или 73% от прежнего уровня потребления электроэнергии. Предполагаемая экономия составит 179, 4 млн рублей.
Перед началом исполнения энергосервисного контракта ПАО «Ростелеком» выполнило проект модернизации системы наружного освещения. Выполнены схемы монтажа осветительных приборов, мест их размещения, расчетные значения уровня освещенности дорожного покрытия, схемы создания и подключения по ТП автоматической системы управления наружным освещением.
По материалам
ИА «Вечерний Орёл»