Подняться над суетой
12 сентября художественный руководитель театра «Русский стиль» Валерий Иванович Симоненко отмечает свой юбилей. Сцене отдано 45 лет, более 20 из них – орловскому муниципальному театру «Русский стиль», который он создал в 1994 году и которым бессменно руководит. Заслуженный артист РФ, за большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства удостоенный медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
– Как так случилось, Валерий Иванович, что единственный сын военного и – не офицер, как отец, а артист?
– Скажу больше, ко времени моего окончания школы мой отец служил в Серпуховском военном училище, путь в который был для меня, как говорится, выстлан красной дорожкой. Но родители с уважением отнеслись к моему выбору и не препятствовали ему.
Я, действительно, рос в закрытом военном городке, где было немного развлечений. Больше других меня привлекали библиотека и кино в офицерском клубе. И в классе нас было только четверо, поэтому каждого спрашивали по несколько раз за урок.
Много успел прочитать, услышать, перечувствовать. А повлияли на мой выбор мемуары русского актера Павла Орленева и роль Георга Отса в фильме «Мистер Икс». Эти два образа как-то слились для меня в один и были привлекательнее мушкетеров. Я по-настоящему заболел театром, где впоследствии получил ответы на многие свои юношеские вопросы.
– Как складывалась ваша карьера до «Русского стиля»?
– После армии окончил Свердловское театральное училище, несколько лет проработал в областных театрах России и Казахстана. К 33 годам удовлетворил практически все свои актерские амбиции, переиграв лучшие роли в русской, советской и зарубежной классике – от Алексея Турбина до принца Калафа.
Так случилось, что почти сразу после училища, кроме ролей, мне стали предлагать и обязанности ассистента режиссера. Со временем работа над спектаклем стала интереснее игры в нем.
В середине 1979 года по семейным обстоятельствам мы переехали в Орел, на малую родину моей жены и коллеги Татьяны Дмитриевны и начали работать в драмтеатре им. И. С. Тургенева.
Работал актером, а в дальнейшем режиссером-постановщиком. Зрительский успех имели «Эмигранты» Мрожека, «Люди и мыши» Стейнбека с Сергеем Фетисовым в главной роли. Параллельно учился на режиссерском отделении ГИТИСа. Окончил с отличием и был приглашен режиссером в недавно созданный театр «Школа драматического искусства» Анатолия Васильева. Предполагал, что на два года, но проработал в его команде долгих семь лет.
Это был бесценный опыт, а со спектаклем «Шесть персонажей в поисках автора» Пиранделло мы за два года объездили едва ли не всю Европу, гастролировали в Канаде, США, Англии, странах Латинской Америки.
А в начале 90-х стало не до новаторского театра, команда Васильева распалась и я вернулся в Орёл. Набрал в институте культуры режиссерский курс, выпускники которого и составили в 1994 году ядро муниципального театра. Про муки хождений и согласований говорить не буду, главное – есть театр.
– Помнится, в одном из первых интервью вы сетовали, что ваши новаторские видения классики не встречают должного отклика в орловском зрителе. Удалось ли найти точки соприкосновения?
– Знаете, это оказалось самым трудным – понимать и принимать авторский театр, театр, в котором ставят классику как современную пьесу и наоборот. Что-то нам удалось, но период поиска «своего зрителя» – процесс непрерывный, он длится и сегодня.
В этом многолетнем «танго со зрителем», то приближая его, то отдаляя, мы не раз меняли тактику в выборе жанров и стилистики, стараясь быть понятыми.
В разные сезоны мы ставили современную драму и средневековые фарсы, греческие хроники и комедию, но никогда при этом не изменяли основной стратегической идее.
При любом репертуаре «Русский стиль» – это театр глубоких философских размышлений о мире и месте человека в нем, нового прочтения традиционных текстов, исповедальной актерской игры, яркой, зрелищной формы, новых эстетических приемов. В разработке сюжетов и характеров театр осваивает синтез смежных искусств – танца, музыки, кино, эстрады.
– Определились ли вы за эти годы с ролью театра в духовной жизни человека? Какова его миссия – учить, воспитывать, просвещать?
– Студентом я думал, что Белинский с его определением «театр – это трибуна» прав навсегда. Так думала и русская, и советская критика. Сегодня одни считают театр зеркалом эпохи, другие храмом, третьи – провокатором, призывающим на баррикады. Наверное, истина где-то посередине. На мой взгляд, театр – это нерв эпохи, нерв конкретного поколения.
Эмоциональной силой сценического слова и действа он тревожит душу и совесть, заставляет думать не только о себе и хлебе насущном, поднимает человека над суетой. Каждый честный режиссер должен решить для себя – светлую или темную энергию и силу он хочет пробудить в зрителе. Я свой выбор сделал 20 лет назад.
– Что в этом плане абсолютно неприемлемо для вас?
– В «Русском стиле» никогда не будут препарировать порок, выдавая негодяя за героя, не будут стравливать народы, не прозвучат русофобские лозунги. Но мы не поставим и спектакль с бесспорно правильным героем, который ни в чем не сомневается и никогда не ошибается, – такой мне неинтересен. Гораздо ближе персонажи типа Егора Булычева, в котором много темного, но побеждает все-таки свет.
Эта внутренняя борьба характерна для многих героев наших писателей-земляков – Андреева, Бунина, Лескова, потому я ставлю и продолжаю ставить их тексты на сцене нашего театра.
Вот готовимся в год юбилея Тургенева поставить и «Дворянское гнездо», потому что в нем очень близкая нашему времени тема и Лаврецкий – ее носитель. Из этого же ряда и Иван Грозный, спектакль о котором мы планируем подготовить к юбилею Орла. И не только потому, что он – основатель города. Мы хотим показать, как безграничная и бесконтрольная власть превращает светлого талантливого юношу, писавшего стихи и музыку, в убийцу и кровавого тирана.
Надеюсь, что мы решим финансовые проблемы и поставим этот спектакль. Уже и актера на главную роль утвердили. И это может стать открытием нового сезона.
– По случаю юбилея позвольте несколько блиц-вопросов. Если книга?
– Это «Апофеоз беспочвенности» философа Льва Шестова.
– Если театр?
– БДТ времен Георгия Товстоногова.
– Если актер?
– Это Михаил Ульянов во всех его фильмах от «Добровольцев» и «Председателя» до «Ворошиловского стрелка».
– Если еда?
– Все, что приготовит жена. В этом смысле я не привередлив.
– Если место для отдыха?
– Пожалуй, хотелось бы еще раз побывать в Мексике: во время давних гастролей не все успел посмотреть. Но жить и работать хочу только в Орле.
Записала Валентина Новошинская, "Орловская городская газета", №35 (268) от 11 сентября 2015 года