Потребительский рынок, несмотря на кризис, продолжает развиваться
О тенденциях развития потребительского рынка в областном центре проинформировала участников еженедельного рабочего совещания в администрации города Орла 5 апреля Валентина Тишина, начальник управления экономики, потребительского рынка и трудовых отношений.
- Как показывает статистика, - отметила Валентина Тишина, - потребительский рынок остается одним из наиболее устойчивых секторов экономики города. За прошедший год, несмотря на кризис, отрасль продолжила развитие, однако темпы роста товарооборота существенно замедлились. Объем розничного товарооборота по крупным и средним организациям потребительского рынка составил 31,7 млрд. руб. Кризисные явления в первую очередь коснулись кафе и ресторанов, где резко сократилось количество посетителей.
Всего же в развитие материально-технической базы отрасли в 2015 году было привлечено более 4,3 млрд. руб., что позволило ввести в эксплуатацию:
- 229 новых магазинов, среди них 6 торговых центров и 35 универсамов,
- 49 объектов общественного питания.
Обеспеченность населения города торговыми площадями составила 1434,9 квадратных метров на 1000 жителей, что в 2,6 раза больше норматива (541,9кв.м). Однако в нескольких районах города она остается ниже нормы – это, как правило, "частный сектор", где нет свободных земельных участков для строительства магазинов.
Торговая отрасль продолжает оставаться лидером по обеспечению занятости — общая численность работающих в ней за прошлый год увеличилась с 25,3 до 27,3 тысяч человек.
Налоговые поступления от предприятий потребительского рынка в бюджет Орловской области в прошлом году составили 2,9 млрд. рублей, или 20,6% в общем объеме поступлений. Торговля по-прежнему занимает 2-е место после промышленности по сумме налогов перечисленных в бюджет региона.
Розничная торговая сеть города представлена 2125 объектами: магазинами, торговыми центрами и комплексами. Кроме того, на территории города функционирует 381 киоск, 159 павильонов, 13 постоянно действующих ярмарок, а также около 80 нестационарных передвижных объектов – палаток, лотков. За прошлый год от размещения нестационарных объектов (за исключением киосков и павильонов) поступило в бюджет города 2,7 млн. руб.
На долю торговых центров, комплексов и гипермаркетов в городе приходится 59,8 % торговых площадей, а на магазины шаговой доступности – 40,2%. В этом году в Орле начнется строительство двух новых торговых комплексов - «Европа» на территории завода Медведева и «Линия» на Северном рынке.
В городе продолжают активно развиваться сетевые компании. Именно они чаще всего открывают магазины «шаговой доступности». В настоящее время на территории города работает 120 сетевых операторов розничной торговли, которые имеют 750 магазинов (2014 год – 110 сетевых операторов, объединяющих 692 объекта). Наиболее крупный сетевой оператор – это ЗАО «Тандер» (60 магазинов).
Динамично развиваются небольшие магазины, где продаются продукты, преимущественно скоропортящиеся: мясо и мясопродукты, молоко и молочнокислые изделия, овощи.
Однако продолжается сокращение количества небольших магазинов, реализующих непродовольственные товары: в прошлом году закрылся 131 магазин, открылось новых – 107.
Снижение покупательской способности, закредитованность населения вызвали значительное сокращение продаж дорогостоящих товаров длительного пользования, и как результат – закрытие автосалона, магазинов по продаже обуви, техники и электроники, мебели и так далее.
Администрация города Орла ведет активную работу по поддержке орловских товаропроизводителей. В частности, для расширения торговой сети им предлагается использовать свободные муниципальные помещения. В настоящее время на территории города расположено 93 фирменных магазина семи производителей Орловской области. Кроме того, в Орле предусмотрено размещение 46 мест по продаже разливного молока, 14 мест по реализации хлебобулочных и кондитерских изделий собственного производства, 11 мест – мясопродуктов местного производства.
Для снижения социальной напряженности и по просьбам горожан продолжается проведение ярмарок «Хлебосольный выходной» на традиционных площадках, где орловцам также предлагаются товары от производителя. Это способствует снижению роста цен и стабилизации обстановки на потребительском рынке. В ярмарках постоянно принимают участие до 1000 продавцов из 21 района области, в том числе девять районных потребительских обществ ОПО «Союз Орловщины» и 26 местных предприятий пищевой перерабатывающей промышленности. Всего за 2015 год проведено 312 ярмарок выходного дня и две тематические ярмарки «День меда».