Продвижение
Как городские власти помогают малому бизнесу завоевывать рынки.
Действующая целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Орле на 2014-2015 годы» предусматривает различные виды помощи, в том числе субсидирование части затрат предпринимателей на участие в выставках и получение консультационных услуг. Субсидиями уже воспользовались многие компании и индивидуальные предприниматели, некоторые даже не раз. Как, например, типография «Фолиант», которая работает на рынке полиграфии в Орле свыше 20 лет. Она выпускает книжно-журнальную продукцию, бланки, журналы по охране труда, знаки безопасности, специализированную продукцию для отдельных сегментов рынка и поставляет эту продукцию во все регионы России.
– В нашей ситуации, когда рынок полиграфической продукции очень конкурентен, мы стараемся выигрывать за счет качества и эксклюзивных идей. Такая политика вызывает необходимость демонстрировать товар, поэтому мы постоянно выезжаем на выставки международного уровня, – говорит зам генерального директора ООО «Фолиант» Татьяна Яицкая.
Компания ежегодно представляет свою продукцию на крупнейших в России международных выставках – «Скрепка-Экспо» (канцелярские и офисные товары), «Безопасность ХХI век».
Техперевооружение производства позволило «Фолианту» выйти на новый рынок – тактильной продукции для адаптации общественных зданий к требованиям госпрограммы «Доступная среда». Речь идет о табличках, вывесках, информационных пиктограммах, предупреждающих знаках и наклейках для инвалидов. Такого рода изделия в Орле больше никто не выпускает. Эту продукцию типография уже дважды представляла на специализированных выставках. Кроме того, она выиграла тендер и полностью адаптировала к требованиям программы «Доступная среда» областную специальную библиотеку для слепых.
В этом году компания впервые поехала в Крым и представила свою продукцию на выставке «Безопасность труда и жизни» в Ростове-на-Дону. В результате появились новые заказчики, налажены регулярные поставки серийной продукции в этот регион. «Фолиант» часто показывает на выставках новые товары, чтобы изучить первые впечатления и отзывы потребителей. К примеру, в прошлом году разработали портфолио ученика начальной школы. На выставке новинка пользовалась огромным спросом. Компания уже изготовила и продала по всей России более 60 тыс. этих изделий.
– Средняя цена участия в выставке – 300-400 тыс. рублей, и она только растет. Поэтому нам так важна помощь городских властей. Как только появляется первая информация о том, что выделяются субсидии, специалисты управления экономики нас сразу же информируют об этом. Мы несем предварительную заявку и даже если у нас еще нет каких-то документов, нас включают в резерв. Так что из всех способов поддержки бизнеса субсидии – это реальная помощь, причем не замороченная сбором огромного количества документов, – говорит Татьяна Яицкая.
Единственный минус, по ее мнению, – небольшие суммы субсидии (50 тыс. рублей). Может, стоит их увеличить, к примеру, до весомых 100 тысяч, но давать меньшему количеству предпринимателей, помогая продвигать важную для города и региона продукцию.
Среди получателей субсидий и ОАО «Орёлхолодмаш», которое на протяжении многих лет занимается развитием новых технологий в производстве холодильного оборудования. Как сообщил коммерческий директор завода Александр Смирнов, в прошлом году на специализированной международной выставке в Москве предприятие показало свою новую продукцию – пленочный испаритель. Он имел большой успех и даже был награжден дипломом.
– Субсидия, которую мы получили от городской администрации, очень помогла нам сократить затраты на участие в этой выставке. Но сегодня, в условиях импортозамещения, мы, наверное, как и все производственники, надеемся на большую поддержку властей в продвижении местных товаров, возможно, в рамках каких-то новых госпрограмм по импортозамещению, – отметил Александр Смирнов.
Несмотря на небольшой размер (15 тыс. рублей), субсидии на компенсацию части затрат на консалтинговые услуги тоже востребованы, особенно у начинающих предпринимателей.
– Субсидия практически полностью покрыла мои издержки по написанию бизнес-плана, – говорит директор ООО «Эксклюзив» Анна Нагапетян. Ее предприятие, созданное осенью 2013 года, занимается производством матрасов по новой технологии с применением так называемых «независимых пружин». Молодая предпринимательница в прошлом году победила в областном конкурсе на получение субсидии 300 тыс. рублей для развития бизнеса. Одним из условий конкурса было наличие бизнес-плана.
Воспользовалась субсидией и Галина Мусатова, индивидуальный предприниматель, создательница «Театральной компании ГАЛА», которая второй год учит орловских ребятишек и их родителей искусству театра, живому общению, занимается организацией детских праздников. Она рассказала, что в этом году планирует вывозить ребят на театральный фестиваль и, вероятно, воспользуется субсидией на эту деятельность. Но главная проблема для нее сегодня – неподъемная арендная плата за коммерческое помещение. Учитывая социальную направленность своего бизнеса, Галина Мусатова рассчитывает найти помощь и в этом вопросе у городских властей.
– Меры муниципальной поддержки малого и среднего бизнеса, осуществляемые по ведомственной целевой программе «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в городе Орле», будут продолжены в текущем году. Главная цель программы – создание благоприятных условий для развития и устойчивой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства – не может быть достигнута при отсутствии прямой связи с предпринимательским сообществом, учета его мнения по эффективности направления поддержки. Мы услышали предложения от субъектов предпринимательства, и одно из востребованных направлений по выплате субсидий на выставки-ярмарки пересмотрели. В 2015 году этот вид финансовой помощи будет увеличен до 70 тыс. рублей. Надеемся, что реализация в совокупности всех мероприятий программы будет способствовать в целом положительной динамике количества зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Орле, - прокмментировала ситуацию Людмила Полунина, заместитель начальника управления экономики, потребительского рынка и трудовых отношений администрации г. Орла.
"Орловская городская газета" от 23 января 2015 года