Прогулка по лицею
Есть ведь в слове «лицей», как и в слове «осень», та самая поэтическая романтика, благородное юношеское баловство и вместе с тем покорность, смирение и мудрость взросления... Есть в нём то самое, пушкинское, классическое... Или что вообще такое современный лицей? Чем обуславливается гордый статус общеобразовательного учреждения? Об этом и не только мы узнали, посетив муниципальный лицей № 22 им. А. П. Иванова.
Это одно из старейших заведений Орловщины. Его история начинается с середины прошлого века: лицей №22 является правопреемником средней школы №22, открытой 15 августа 1951 года, - первого в городе послевоенного общеобразовательного учреждения. Путь до многопрофильного лицея растянулся в несколько десятков лет, и по этой дороге, вымощенной любовью коллектива, прошёл не один талантливый орловец.
Достойные сыны Отечества
Ученики лицея №22 традиционно и бессменно несут Почётный караул у Поста №1. Ребята, гордо держа головы и устремляя взгляд вдаль, знают и помнят, что им есть, на кого ровняться.
Так, лицей является альма-матер Гвардии подполковника ВДВ Дениса Клетёнкина — кавалера трёх орденов мужества и Св. Георгия IV-й степени. Последнюю награду наш земляк получил в 2017 году из рук Президента России за героизм, проявленный в военной операции в Сирии.
Учились в лицее №22 герои, погибшие в боях на Кавказе в 2000-х: младший сержант Александр Суханов и сержант Владимир Марков. Память о них бережно хранит школьный Музей Боевой Славы, заведует которым сын славного героя Великой Отечественной Войны Гавриила Степановича Астахова, преподаватель ОБЖ и основ военной службы Александр Астахов.
В музейной комнате под бликующими стёклами стендов расположились ценные материалы. Их сбором ещё при жизни занимались лично участники Великой Отечественной.
«В нашем музее представлено несколько разделов. «Орёл с древнейших времен до начала XX века», «Революция и гражданская война в Орловском крае. Орёл в предвоенные годы», «Оккупационный режим в Орле и области в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Подпольная группа В. Сечкина», «Эскадрилья «Нормандия» в боях за Орёл» и «Боевой путь Орловских 380, 129, 5 стрелковых дивизий и 17 гвардейской танковой бригады», - рассказывает Александр Астахов.
По правилу «Трёх СО»
От других общеобразовательных учреждений лицей №22 отличается в первую очередь учебно-методическим комплексом. Уклон здесь делается на естественно-научный цикл предметов: физику, химию, математику, информатику... Хотя есть и классы с углубленным изучением истории, обществознания, английского языка. А в прошлом году на базе лицея осуществлялось экспериментальное обучение китайскому языку.
Такой уровень подготовки, безусловно, приносит свои плоды. Из года в год выпускники лицея №22 поступают в ведущие вузы страны, где осваивают программу более чем успешно. В подтверждение этому ректоры знаменитых российских университетов регулярно присылают благодарственные письма в адрес лицейского руководства.
Но, как ни странно, педагоги здесь действую по правилу: «Сначала воспитание, потом обучение». Бурную детскую энергию параллельно образовательному они направляют в созидательно-творческое русло. Литературные и театральные вечера, различного рода кружки и секции формируют личность культуры. Летняя трудовая практика, совместные генеральные уборки и другая хозяйственная деятельность формируют культуру личности.
Но не всё время делу. В стенах учебного заведения расположились уникальные авторские уголки рекреации, которые педагоги обустраивали совместно и учениками. Например, один из них, посвящённый 200-летию Ивана Тургенева, именуется Литературным залом. На его территории красуются изящные резные этажерки, изготовленные ребятами на уроках труда, а также старое фортепиано, несущее функцию цветочной клумбы. Разве не чудо?
От местных учителей мы услышали парадоксальную и уникальную вещь: ребёнка не нужно учить, с ним нужно учиться. Поэтому у педколлектива лицея есть принцип «Трёх СО»: «СОавторство, СОтворчество, СОдействие». Только на собственном примере прививается всё формирующее уважение учеников. Только так.