Прозрачная коммуналка
Пока ее нет, но скоро обещают сделать. Непрозрачность начисления платы, дополнительные поборы продолжают оставаться самой острой проблемой в жилищно-коммунальном хозяйстве. Об этом свидетельствует каждое второе из почти трехсот обращений, которые поступили за первое полугодие текущего года в общественную приемную регионального отделения общероссийского общественного движения в защиту прав и интересов потребителей «Объединение потребителей России». Проанализировав все заявления, эксперты приемной составили своего рода рейтинг самых «болезненных» жилищных вопросов.
Знакомые темы
Даже по самой застарелой, но так и неизлеченной «болезни» – неправомерное начисление платы за электричество на общедомовые нужды – поступило за полугодие 38 жалоб. Чуть ли не в каждом четвертом обращении говорится и о несоразмерной плате за содержание и текущий ремонт общедомового имущества многоквартирных домов (МКД). Как известно, в Орле она рассчитывается, в основном, в соответствии с постановлением городской администрации № 5213 от 2013 года, предназначенным для определенной категории домов. Его показатели подходят далеко не всем. В соответствии с жилищным законодательством управляющие организации обязаны предоставить на рассмотрение общего собрания собственников конкретного дома свой индивидуальный перечень выполняемых работ и размер платы, но это положение игнорируется. С такими заявлениями обратились в общественную приемную 13 человек. Кроме того, управляющие компании (УК), имеющие в своем управлении новые дома, при расчете платы за содержание и ремонт забывают уменьшить ее на предусмотренный поправочный коэффициент 0,5.
Помимо сомнений в правильности расчетов орловцев волнует качество работы управдомов, невыполнение ими договоров управления. Обратившиеся в общественную приемную утверждают, что УК не представляют отчеты о выполнении условий договора управления или дают такие данные, по которым невозможно проследить расходование средств, уплаченных на содержание и ремонт. Акты выполненных работ также не предоставляются или подписываются неуполномоченными лицами. Объемы работ в актах завышены.
Подъезды, контейнерные площадки, придомовая территория не убираются регулярно, не проводятся техосмотры общего имущества, собственники жилья не привлекаются к работе комиссий по проведению осмотров.
Договоры управления, разработанные десять лет назад, сегодня устарели в связи с изменением жилищного законодательства. Собственники жилья на общих собраниях принимают поправки в такие договоры, однако УК игнорируют их. Об этом сообщается в восьми обращениях.
Капремонт актуален
Следующими в рейтинге общественной приемной названы вопросы капитального ремонта МКД и ведения специальных счетов капремонта. Любопытно, что в общероссийских опросах отмечается снижение интереса к этой теме. Некоторые эксперты объясняют это сезонностью: дескать, сейчас время отпусков и дач, а так как хозяева меньше расходуют коммунальные ресурсы, то падают и жилищно-коммунальные платежи. Однако, как известно, с 1 июля было повышение тарифов, и теперь, когда люди обнаружат в платежках повышенные суммы, хлынет новая волна обращений.
Другие аналитики, наоборот, считают, что всплеск интереса к теме капремонта был закономерен лишь в начале реализации региональной программы, так как она касалась всех жителей МКД, при этом было неизвестно, что и как будет происходить. К тому же законодательство совершенствовалось, поэтому в дальнейшем обращения будут связаны с качеством ремонта конкретных домов, а это затрагивает лишь небольшие группы граждан.
Но в Орле, видимо, тенденции пока другие – 47 обращений. Причем проблема капремонта вызвала вопросы и со стороны нанимателей муниципального жилья, которые формально взносы на капремонт не платят, фактически же она включена в размер платы за наем. Люди интересуются законностью такого решения, ставят вопросы по поводу оборудования муниципального жилья электрическими и водомерными счетчиками, проведения капитального ремонта в квартирах.
Немало обращений по расселению ветхого и аварийного жилья, недовольных своими дворами.
Чего еще не было
По-прежнему не урегулированы взаимоотношения собственников жилья и провайдеров. Например, жители жалуются, что ООО «Антенна-сервис», МТС и другие отказываются заключать возмездные договоры на использование общего имущества. Таких обращений было 14.
За полугодие появились обращения, которых ранее еще не фиксировалось. Например: о незаконном размещении рекламы в лифтах; использовании общего имущества неизвестно кем и на каком основании и т. д. Впервые появились жалобы на бездействие (действия) жилищной инспекции (три обращения).
Волнуют горожан попытки внедрения единых квитанций, анонсируемых Единым центром процессинга и биллинга (ЕЦПиБ). На эту тему пришло восемь обращений. «Для потребителей коммунальных услуг, – считают заявители, – ЕЦПиБ не дает никакой выгоды и удобства, а сложности уже известны».
Вроде бы доброе дело сделала и «Первая городская управляющая компания», выполнив по некоторым многоквартирным домам работы по установке приборов учета тепла по энергосервисному договору. Однако жители жалуются, что общих собраний при этом не проводилось, срок энергосервисного договора неправомерно установлен на пять лет.
ГИС покажет
Тем временем большие надежды на то, что в отрасли ЖКХ, наконец, наступит пора прозрачности, открытости и доступности, возлагаются на создаваемую в области государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ). Сообщается, что на портале ГИС граждане смогут получать данные об услугах и тарифах, а также оплачивать их в личном кабинете через платежные системы.
Предполагается, что на этом же портале УК будут размещать отчеты о расходовании средств. Кроме того, жильцы смогут там голосовать по вопросам управления многоквартирным домом.
На сегодняшний день в ГИС зарегистрировались 62 организации из 234, или 26 процентов от плана (из них 105 товариществ собственников жилья, 129 управляющих компаний), осуществляющих в регионе управление многоквартирными домами.
Подготовку к опытной эксплуатации ГИС ЖКХ в Орловской области планируется завершить до 1 ноября 2015 года. Первоначально она будет работать в тестовом режиме. В целом же на территории РФ в полном объеме эта система заработает с июля 2016 года.
Телефон «горячей линии» Орловского регионального отделения «Объединение потребителей России»: 63-24-23; электронная почта: Opr-orel@bk.ru
Борис МУТАФ, "Орловская городская газета", №35 (268) от 11 сентября 2015 года