Пустырь в центре города
В администрации Орла 20-22 мая прошли публичные слушания по вопросу внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки городского округа «Город Орёл» на территории, ограниченной ул. Московской, заводом «Стекломаш», рекой Окой и центральной аллеей завода им. Медведева.
Участок в 9 га
Предметом слушаний стал вопрос о переводе указанной территории из промышленной зоны в общественноделовую и внесении соответствующих изменений в Генплан и ПЗЗ. Речь идет об участке площадью 9,1 га, который находится внутри более обширной промышленной зоны в 29 га.
С просьбой об изменении схемы зонирования в администрацию города обратились правообладатели земельных участков на этой внутренней территории. Они аргументировали свое решение неэффективностью использования земли: фактически производство не ведется, а содержание излишних площадей обходится дорого. Продажа участка помогла бы промышленникам развивать производство на других площадках и более эффективно распорядиться землей в центре города.
Проект изменения схемы зонирования и внесения соответствующих изменений в Генплан и ПЗЗ был разработан ЗАО «Проминвест» и представлен на рассмотрение в управление архитектуры и градостроительства администрации Орла. Как сообщила на слушаниях заместитель начальника управления Алла Ашихмина, проект получил положительное заключение.
Что получит город
По информации заказчика проекта, сегодня на территории промышленной зоны, ограниченной ул. Московской, заводом «Стекломаш», рекой Окой и центральной аллеей завода им. Медведева, находятся только два промышленных объекта – два цеха. Остальная территория пустует или не имеет отношения к промышленности. Например, здесь есть медицинские, транспортные компании и даже неизвестно кем построенное четырехэтажное здание. На заводе «Строймаш» все производство сосредоточено практически в одном цехе, на «Стекломаше» нет производства, все оборудование продано, литейный завод – банкрот и тоже не работает.
Поэтому на этой территории собственники предлагают сделать общественноделовую зону. Ее проект на слушаниях представила проектировщик Галина Авилова.
– В общественноделовой зоне могут быть оздоровительные, спортивные, культурные объекты, молодежный центр, торговоофисные объекты. В любом случае перевод этой территории из промышленной зоны изменит ее облик к лучшему, – уверена она.
Проектировщики предлагают использовать уникальное преимущество этого участка с выходом на реку: благоустроить набережную, сделать дамбу (поскольку этот район затапливает раз в 20–25 лет), разместить большие автостоянки, велодорожки, организовать пешеходную зону, начиная от Оки. Можно перекинуть пешеходный мостик через реку, чтобы соединить Советский и Железнодорожный районы и разгрузить пешеходную трассу. По берегу реки проходит заброшенная дорога (в том числе через территорию завода им. Медведева). Если ее восстановить, можно было бы разгрузить ул. Московскую.
Кроме того, перевод территории в общественноделовую позволит улучшить экологию района, поскольку в этом случае увеличивается санитарнозащитная зона, сокращается количество вредных выбросов в атмосферу.
И еще один важный аспект: если эта площадка будет переведена в общественноделовую, кадастровая стоимость земли вырастет почти в четыре раза, а ставка налога – в пять. То есть поступления налогов в город с этой территории увеличатся в 20 раз.
Завод переедет из центра
Участники слушаний высказывали опасение, что ликвидация промплощадки на указанной территории может ухудшить и без того непростую ситуацию в орловской промышленности. Людей волновала также судьба завода им. Медведева, его перспективы.
Позицию правообладателей земельных участков озвучил один из собственников – Алексей Давыдов. Он всю жизнь проработал на производстве, в частности, в компании «Межгосметиз», акционер завода им. Медведева с 1995 года и его первый арбитражный управляющий.
– Несмотря на то, что многие соседние предприятия уже банкроты, завод им. Медведева сегодня — это работоспособное, рентабельное предприятие, которое платит 40 млн рублей налогов в год. Объемы производства даже в этом трудном 2014 году растут: первый квартал закрыли с плюсом на 12%, – сообщил он. – Понимаю вашу обеспокоенность: ктото думает, что производство будет прекращено, кудато выброшено. Но мы сегодня говорим только об участке, ограниченном справа центральной аллеей завода, а дальше идет промышленная зона.
Как рассказал Алексей Давыдов, на обсуждаемой площадке уже снесены практически все промышленные здания и сооружения. Фактически это пустырь с единственным цехом, который в этом году уже начали переводить. Речь идет о механическом цехе № 1 площадью 4,8 тыс. кв. м, построенном в 1953 году. Его переведут в здание на ул. Московской, бывший блок вспомогательных цехов площадью 7,5 тыс.кв. м. Кроме того, у завода постоянная проблема с экологией изза окрасочного и гальванического участков, расположенных на старой площадке. Поэтому уже есть договоренность о переводе этого производства на завод «Автосельмаш», где есть приспособленные помещения.
– Независимо от того, какое будет принято решение по результатам слушаний, мы в любом случае будем стремиться эту площадку использовать подругому. Потому что для производства она нам не нужна. Для того производства, той программы действий, которую на сегодня имеем, нам достаточно той площади, которая есть, и ее хватит еще лет на 20–30. Меня интересует только, сколько завод им. Медведева получит денег за эту землю, сколько оборудования сможет закупить и что сможет развить на эти деньги, – подчеркнул Алексей Давыдов. Он сообщил, что предприятие наладило сотрудничество с «Трансмашхолдингом» и сегодня является крупнейшим поставщиком Дмитровского завода метро.
По словам Галины Авиловой, по современным нормам промышленное производство выносится на окраину города и должно быть отделено зеленой зоной. В Орле мы имеем заводы в исторической части города в силу сложившейся еще в советское время застройки. При этом почти на каждой промплощадке есть свободные площади. Однако у серьезных инвесторов они не пользуются спросом, так как давно не отвечают современным стандартам производства. Да и проезд по центру города для погрузки и выгрузки — не лучший вариант. Не случайно иностранные инвесторы (от компании «Керама Марацци» до «Санофи Авентис») предпочитают строить свои заводы с нуля на окраине Орла, в районе объездной дороги.
Окончательное решение по переводу рассматриваемой территории из промышленной зоны в общественноделовую предстоит принять горсовету. Ожидается, что этот вопрос может быть рассмотрен уже на июньской сессии.
"Орловская городская газета" от 30 мая 2014 года