Скажите хоть слово…
Собственники дома № 21 по ул. Ливенской добились через суд раскрытия информации о деятельности управляющей компании.
Оплачивая целый год жилищные услуги, мы часто забываем о том, что управляющая компания (УК) должна отчитаться перед нами, причем не как-нибудь, а по строго установленному порядку (стандарту раскрытия информации).
– Но, когда в начале каждого года собственники жилья получают отчеты своих управляющих организаций, – рассказывает зам. председателя регионального отделения Общероссийского общественного движения «Объединение потребителей России» Рафаил Исламгазин, – во все инстанции поступают многочисленные жалобы на отсутствие полезной информации в этих отчетах. Зачастую жильцы специально обращаются в УК с просьбой о предоставлении полных сведений о доходах и расходах компании. Но получают ничего не значащие отписки. На этом инициатива жильцов заканчивается.
А вот четверо собственников дома № 21 по ул. Ливенской не захотели мириться с такой ситуацией. Впрочем, им компания ООО «Техническое обслуживание жилья» (ТОЖ) не соизволила предоставить даже отписки, просто игнорировала все обращения. А их было множество, на протяжении нескольких лет. Хотя по закону ответ на обращение жильцов должен последовать в течение 20 дней.
Узнав, что в Орле действует региональное отделение Общероссийского общественного движения «Объединение потребителей России», собственники решили обратиться за помощью туда. Юрист общественной организации Денис Геращенко не только подготовил исковое заявление в суд в интересах группы потребителей, но и участвовал затем в процессе.
Представители ООО «ТОЖ» в суде пытались отклонить иск, мотивируя тем, что вся информация за 2011–2012 годы выложена на сайте, а за 2013-й к моменту подачи иска срок предоставления еще не истек. Забегая вперед, скажем, что с последним аргументом суд согласился и эта претензия было снята.
А вот по двум предыдущим судья пришла к выводу, что ответчик действительно не предоставил требуемую информацию ни лично истцам, ни общему собранию собственников. Тот факт, что компания не выполняла надлежащим образом свои обязанности по раскрытию информации, подтвердили и опрошенные в качестве специалистов сотрудники областного управления по государственному строительному надзору и жилищной инспекции. Более того, сообщили, что сами составляли в отношении ООО «ТОЖ» протокол по этому нарушению.
24 мая 2012 года прокуратура Железнодорожного района Орла также отмечала, что в нарушение положений законодательства информация о деятельности ООО «ТОЖ» не размещена в офисном помещении по месту нахождения организации, а на интернет-сайте она не в полной мере соответствует требованиям закона. Однако с тех пор, как видно, мало что изменилось.
Исследовав материалы дела, суд признал, что требования истцов о предоставлении информации на бумажном носителе за 2011–2012 годы в объеме, соответствующем стандарту раскрытия, подлежат удовлетворению.
Стоит сказать, что у истцов было еще одно требование. В июне 2011 года по этому дому решением областного Арбитражного суда в пользу ООО «ТОЖ» было взыскано около 320 тысяч рублей за неверное исчисление цен за отпускаемый газ для коммунально-бытовых нужд граждан. Собственники считали, что эти деньги были взяты из их карманов и вернуться должны им. А компания их присвоила, получив неосновательное обогащение. Однако доказательства этому представить не смогли. Кроме того, оказался пропущенным срок исковой давности, что и стало причиной для отказа в иске.
В любом случае победа в итоге осталась за собственниками жилья. Суд не только обязал ООО «ТОЖ» в течение 10 календарных дней предоставить истцам запрошенную у компании информацию на бумажном носителе, но и взыскал с него в пользу каждого заявителя компенсацию морального вреда и штраф.
Впрочем, есть чему радоваться и управляющей компании. Она просто легко отделалась. Сумма компенсации и штрафа в пользу каждого заявителя составила всего по 250 рублей. А могла достичь и нескольких сотен тысяч, закон позволяет.
Рафаил Исламгазин, зам. председателя регионального отделения Общероссийского общественного движения «Объединение потребителей России», руководитель городской школы жилищного просвещения:
– Согласно Жилищному кодексу РФ, управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, об условиях их оказания и выполнения, их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг.
В частности, информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации должна включать в себя:
а) описание содержания каждой работы (услуги), периодичность и результат их выполнения (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если это предусмотрено федеральным законом, иным нормативным правовым актом РФ или предлагается управляющей компанией), указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, определяющих выбор конкретных работ (услуг);
б) стоимость каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв. метр общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 погонный метр соответствующих инженерных сетей, на 1 кв. метр площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.).
Между прочим
Согласно ст. 7.23.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ за нарушение стандарта раскрытия информации предусмотрены штрафы: на должностных лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. рублей, на юридических лиц – от 250 тыс. до 300 тыс. рублей, за повторное нарушение – дисквалификация должностных лиц на срок от 1 года до 3 лет.
Справка
Общественная приемная регионального отделения Общероссийского общественного движения «Объединение потребителей России» располагается по адресу: г. Орёл, ул. Ленина, д. 8; телефон 63-24-23; электронная почта opr-orel@bk.ru.
"Орловская городская газета" от 5 сентября 2014 года