Тепленькая пошла...
Дожидаясь появления горячей воды, жильцы вынуждены сливать кубометры холодной.
Линии заглушены
«О, тепленькая пошла...» Эту, ставшую крылатой, фразу из известного советского фильма произносят каждое утро и тысячи жителей многоквартирных домов Орла. И отнюдь не только из обожания любимой киноленты.
– Прежде чем из крана пойдет горячая вода, каждый раз приходится по 15-20 минут сливать холодную, – рассказывают жители Заводского района Орла, пришедшие на заседание территориальной депутатской группы.
И с такой проблемой, как выясняется, только в этом районе сталкиваются жители более полусотни многоквартирных домов. Немало их и в районах областного центра.
Как объясняют специалисты, дело в том, что в периоды, когда в домах нет интенсивного водозабора (например, в ранние утренние часы), горячая вода в трубах остывает. Вот и приходится дожидаться, когда она стечет и пойдет горячая. Между тем решение этой проблемы найдено давно – устройство циркуляционных линий в системе горячего водоснабжения (ГВС). По одной трубе горячая вода приходит в дом, по другой – возвращается к водонагревателю, перемещаясь по контуру с помощью специальных насосов. В результате уже при открывании крана вода оказывается горячей.
– Все дома в Орле сдаются с такими циркуляционными линиями, – утверждает один из старейших в городе строителей, депутат горсовета Анатолий Петров. – Обязательно прокладывается подающая труба и «обратка». Но если раньше за этими сетями следили, разрабатывались планы их реконструкции, то в последнее время все заброшено. Многие циркуляционные трубопроводы заглушены, проржавели. А где-то, экономя электроэнергию, насосы просто не включают.
Нет инвестиций
Основную причину сложившейся ситуации специалисты видят в царившей в отрасли неразберихе. Как известно, изначально городские сети принадлежали МУП «Орёлгортеплоэнерго», ставшему акционерным обществом и попавшему под банкротство. Затем сети арендовало ООО «Орёлтеплогаз», которое обещало вложить в их реконструкцию миллиард рублей. Но инвестиций так и не последовало. Сейчас в Заводском районе имущество бывшего муниципального предприятия эксплуатируют ООО «Орёлтеплоэнерго» и ОАО «Орловские тепловые сети» (ОТСК).
– Арендуем сети с июля прошлого года, – рассказал представитель ОТСК. – Сразу приступили к устранению повреждений. На сегодня у компании осталось одно узкое место – восстановить циркуляционные линии к школе № 38 на ул. Черкасской. Все жилые дома, которые находятся в зоне ответственности компании и снабжаются горячей водой от ТЭЦ, оборудованы циркуляционными линиями.
В «Орёлтеплоэнерго», занимающегося подачей горячей воды потребителям от ЦТП и котельных, не все так оптимистично. Ему предстоит восстановить более 2,5 км циркуляционных трубопроводов. Сделать это единовременно невозможно. Нужны серьезные материальные ресурсы, а существующий тариф покрывает расходы лишь на текущий ремонт. Арендатор надеется, что удастся договориться, чтобы часть арендной платы направлялась на восстановление оборудования, в том числе и циркуляционных линий. Сейчас идут переговоры.
Человеческий фактор
Правда, не всегда дело в финансах. Много значит пресловутый человеческий фактор. Например, депутат Константин Федотов рассказал такой случай. В его округе на протяжении нескольких лет шли жалобы от жителей одного из подъездов многоквартирного дома. Люди сидели без тепла. Депутат обращался к коммунальщикам, те заверяли: стараемся, ремонтируем. Директор ЖЭУ сообщал, что он и сам со слесарями не выходит из подвала, занимаясь ремонтом. Так было раз за разом, пока однажды Федотов лично не приехал к тому дому. И увидел, что на дверях подвала, где в тот момент якобы в поте лица трудился директор ЖЭУ, висит огромный замок.
– Ну и как там успехи? – поинтересовался по телефону депутат и снова услышал: «Да вот мы с ребятами в подвале, ремонтируем...».
– А я стою у двери подвала, на которой висит замок, – ошарашил собеседника Федотов. Незадачливому коммунальщику ничего не оставалось, как вместе с депутатом отправляться в подвал. Там он сразу кинулся сливать воду из системы отопления, пока труба не потеплела. Вот, мол, все отремонтировал.
– Так разве это решение проблемы, – усомнился депутат, – если через пару часов будет то же самое?
Стали искать причину недотопа, прощупывать трубы метр за метром и в одном месте наткнулись на совершенно холодный участок. Когда этот кусок трубы вырезали, оказалось, что она забита осколками кирпича. Трубу заменили.
– С тех пор, – говорит Федотов, – в этом доме нет проблем. А ведь история длилась несколько лет. Чиновники и жилищники проводили совещания, убеждали друг друга, что надо принимать меры, а люди замерзали....
На контроле депутатов
Хочется надеяться, что нынешние заседания будут результативнее. Ведь сейчас, когда жителей многоквартирных домов вынуждают на уровне государства устанавливать приборы учета потребляемых коммунальных ресурсов, вопрос восстановления циркуляционных линий системы ГВС многократно обостряется. Иначе, дожидаясь горячей воды из крана, люди будут практически сливать свои деньги в канализацию.
Потому депутаты рекомендовали теплоснабжающим организациям совместно с управляющими компаниями принять неотложные меры по восстановлению всех циркуляционных линий горячего водоснабжения жилых домов. Эту тему предложено рассмотреть и на профильном комитете горсовета. А депутатская группа вновь вернется к ней в феврале. К тому времени управлению городского хозяйства администрации Орла поручено разработать детальный план мероприятий по каждому дому, в котором не действуют циркуляционные линии, с указанием конечных сроков завершения работ. Не исключено, что важный для горожан вопрос будет обсуждаться и на сессии горсовета.
Добиваться перерасчета
А пока из крана горячей воды продолжает бежать холодная, специалисты советуют жильцам требовать перерасчета платы за некачественно предоставленные услуги. Для этого необходимо обратиться в управляющую организацию, откуда должен прийти специалист и составить акт, в котором будет зафиксировано, с какого времени поставляется некачественная услуга. После того как проблема будет устранена, опять составляется акт. На их основании и делается перерасчет.
Если же коммунальщики не спешат реагировать на заявление жильцов, можно обратиться в домком, чтобы собрать комиссию, жилищную инспекцию или в Роспотребнадзор.
"Орловская городская газета" от 23 января 2015 года