Торговые ряды
Сможет ли орловская торговля ответить на вызов времени и заместить попавшие под санкции импортные продукты?
В шаговой доступности
По обеспеченности населения торговыми площадями Орел даст фору многим соседям, например, Липецку и Курску.
– В Орле на тысячу жителей приходится 1175,2 кв. м торговых площадей, что в 2,2 раза превышает норматив, установленный правительством области, – сообщила 21 августа на заседании комитета по экономической политике и развитию предпринимательства горсовета начальник управления экономики, потребительского рынка и трудовых отношений администрации Орла Валентина Тишина.
На сегодня торговая сеть города включает в себя 2056 магазинов, 574 объекта нестационарной сети (киоски, павильоны), 233 предприятия оптовой торговли. Кроме того, на территории города постоянно работают 12 ярмарок и 78 нестационарных объектов (специализированных тонаров, лотков, палаток). Только в первом полугодии этого года частные инвесторы вложили в развитие отрасли 2,4 млрд рублей. Это позволило открыть 112 новых магазинов и 37 предприятий общепита.
В сфере торговли и общепита работают более половины (54,2%) орловских ИП. Жители города ежедневно тратят на товары и услуги в среднем почти 77 млн рублей.
Главная тенденция на потребительском рынке Орла – опережающее развитие сетевой торговли. Если в прошлом году в областном центре было 64 торговых сети, то в этом году их уже 104. Наиболее крупные игроки – федеральные сети ЗАО «Тандер» (53 магазина «Магнит» в Орле), ЗАО «Торговый дом «Перекресток» (магазины «Пятерочка»), а также региональная сеть ЗАО «Палладаторг» (53 магазина «Сберегайка» и «Росинка»). Наряду с ними активно развиваются сети небольших магазинов: «Дары моря» (ИП Коняшин), «Белорусский молочник» (ИП Бабарыкина), «Сладкоежка» (ИП Логвинов) «Бисквит» (ИП Чаусовская).
Как попасть в сети
В торговой сети города доля товаров местного производства в зависимости от вида продукции занимает от 15 до 90%. В частности, хлеб и хлебобулочные изделия – около 90%, мука и крупяные изделия – 26%, мясо – 63%, мясо птицы — 23%, колбасы – 13%, молоко и кисломолочные продукты – 68%, масло животное – 32%, сыры – 9%, овощи – 52%.
Фирменные торговые точки на территории города имеют семь товаропроизводителей Орловской области, в том числе ОАО «Орловский хлебокомбинат», ЗАО «АПК «Орловская Нива», Дмитровский мясоперерабатывающий комбинат, ООО «Чали». На Центральном рынке, в торговом комплексе «На 3-й Курской», в ТЦ «На Лескова» 40% мест занимает торговля продуктами орловских сельхозтоваропроизводителей. На ярмарки выходного дня свою продукцию привозят девять районных потребительских обществ, 26 предприятий переработки, 90 индивидуальных предпринимателей.
Но при этом местная продукция слабо представлена в торговых сетях города. Претензии сетевиков к орловским товаропроизводителям озвучивались не раз: это нерегулярность, несвоевременность поставок продукции, поставки без учета заявок по ассортименту, невозможность доставки мелких партий товаров в розничные точки, отсутствие мелкой фасовки товара в современной упаковке, которая обеспечивает его длительное хранение, и т.д. К примеру, для того, чтобы попасть в сеть «Магнит», орловский производитель должен обеспечить поставки своей продукции в эти магазины не только в нашем регионе, но и по всей стране. Не каждый такие объемы осилит. Еще пример: если продукция какого-либо производителя не раскупается в определенный срок, он вообще исключается из матрицы сети, что и случилось с одним из ливенских пищевых предприятий.
Цены под контролем
Многие опасаются, что из-за санкций по отношению к импортным продуктам, цены в орловских магазинах могут вырасти.
Как сообщила Валентина Тишина, в администрации города ведется ежедневный мониторинг цен на социально значимые продукты. Раньше их перечень состоял из 24 позиций, теперь расширен до 40.
– Есть незначительное повышение цен, – отметила она. – Поставщики уже сообщили о росте цен на 10-12-15%, то есть новые партии товаров поступают в магазины уже с учетом этого повышения.
Большинство поставщиков объясняет рост цен изменениями в логистике, удорожанием растаможки. Однако о повышении цен на свою продукцию на 12% заявил и местный производитель – «Орловская Нива».
На что жалуемся
При всем обилии магазинов в Орле до сих пор продолжается стихийная, незаконная торговля. К примеру, жители давно жалуются депутатам на несанкционированную торговлю с автомашин перед кинотеатром «Современник» в районе домов № 238 и 240 по ул. Комсомольской.
– Сотрудники отдела административнотехнического контроля по Заводскому району регулярно проводят здесь рейды совместно с сотрудниками полиции. С начала года ими составлено 30 протоколов об административных правонарушениях, сумма штрафов по ним превышает 89 тыс рублей, – сообщила председатель комитета АТК администрации г. Орла Маргарита Деркач. Однако привлечь к ответственности продавцов-нелегалов не удается: завидев комиссию, они закрывают машины, уходят от товара. Продавцы меняются практически каждый день, работают без документов и при составлении протокола указывают вымышленные паспортные данные и имена. В итоге взыскивать штрафы не с кого. Комиссия поддержала предложение депутатов, которые считают, что для ликвидации несанкционированной торговли нужно внести изменения в ряд статей закона Орловской области об ответственности за административные правонарушения. Несанкционированная торговля ведется также у магазина «Чайка», у рынка «На 3-й Курской», где доходит практически до проезжей части дороги. Только штрафами эту проблему не решить: по словам Маргариты Деркач, собираемость штрафов за незаконную торговлю составляет не более 30%.
"Орловская городская газета" от 29 августа 2014 года