Транспортный вопрос
Повышение тарифа на пассажирские перевозки вызвало бурную реакцию в обществе.
Повышение сопровождается шумихой в СМИ и сбором протестных подписей. Муниципальные перевозчики созвали брифинги для разъяснения обоснованности роста тарифов на проезд. Удалось ли это, мы предлагаем судить читателю.
Новый тариф необходим
9 февраля журналисты общались с генеральным директором МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие» Александром Коровиным и представителями трудового коллектива. Показательно, что водители трамваев и троллейбусов говорили о необходимости повышения тарифов активно и доказательно. Видимо, наболело. Почему люди воспринимают как должное регулярный рост платы за коммуналку и детсад, цен на лекарства и даже хлеб, но бурно возмущаются при повышении тарифов на транспорте?
Между тем тарифы в Орле, даже при повышении до 16 руб., лишь сравняются с теми, что уже давно действуют в Белгороде, Тамбове, Калуге. И останутся ниже, чем в Твери, Рязани, Владимире, Туле, Ярославле, Самаре, Липецке, где плата за проезд составляет от 17 до 23 руб. В Орле дешевле, чем в каждом из перечисленных городов, и проездные билеты: льготные – 200 руб. на один и 320 руб. на два вида транспорта, а в Рязани, к примеру, – 440 и 620 руб., соответственно. Кстати, транспортники отметили, что при повышении тарифа на разовые поездки, цена проездных в Орле осталась прежней. Может быть, пассажирам, регулярно пользующимся общественным транспортом, стоит перейти на куда более удобную безналичную оплату?
Главное – себестоимость
Она определяет финансовое состояние транспортного предприятия. По словам Александра Коровина, реальная себестоимость поездки до последнего времени составляла 19,19 руб. А на 2016 год заложена в размере 22,98 руб. При этом важна не величина тарифа, а то, в каких размерах муниципальный бюджет готов компенсировать муниципальному транспортному предприятию реальные убытки, иначе оно разорится. «Неужели предприятие, обеспечивающее нужды города в течение 118 лет, ждет банкротство?» – спрашивают представители коллектива.
Не до жиру, быть бы живу
– В Липецке бюджетное финансирование ТТП составило в прошлом году 460 млн руб, – приводят пример транспортники. – Мы просили 120, а получили 90 млн. На 2016-й нам нужно 150 млн, но в бюджет заложили 40. Отсюда проблемы с ремонтом подвижного состава и аварийных путей, с кадрами, с обновлением транспортного парка.
За год орловский электротранспорт перевез больше 20 млн пассажиров. Но делать это становится все труднее. В лучшие времена на балансе предприятия было 105 троллейбусов, осталось – 80 (еще пять готовят к списанию).
А ведь проблемы муниципального транспорта серьезно бьют по экономике города в целом. Хотя бы через опоздания граждан на работу из-за невыхода на линию неисправных транспортных средств.
Рвачи и хапуги?
Вот уж на кого меньше всего походят люди, работающие в трамвайно-троллейбусном предприятии. Посудите сами: водитель трамвая Наталья Скопинок в 4 часа утра выходит на сопряженную с опасностью работу. За это удовольствие получает заплату 8–10 тыс. руб., на которые должна кормить семью.
Многие не выдерживают: из 300 водителей по штатному расписанию осталось 120. Из-за нехватки финансирования закрыты маршруты № 9, 7, 5, 10 и другие. Ратуя за новые тарифы, коллектив ведет борьбу не за повышение личного благосостояния, а за сохранение предприятия.
Предложения муниципальных перевозчиков
Жалуясь на хроническое недофинансирование, трудовой коллектив понимает, что возможности городского бюджета весьма и весьма ограничены.
Поэтому при повышении тарифа зарплата подниматься не будет – об этом знают все работники ТТП. Деньги пойдут на расчеты с энергетиками, на ремонт путей и подвижного состава.
Месячная выручка от пассажирских перевозок на электротранспорте составляет около 15,7 млн рублей, а недофинансирование – 11,8 млн. В месяц предприятие зарабатывает на сопутствующей деятельности 2 млн руб. Но основная прибыль идет от перевозки пассажиров. Бюджетные компенсации можно снизить, дав возможность заработать муниципальным перевозчикам. А для этого навести порядок в пассажирских перевозках в целом: изгнать с городских дорог нелегальных маршрутчиков; там, где это возможно и не нарушает интересы пассажиров, минимизировать работу частных перевозчиков на маршрутах электротранспорта, убрать откровенно дублирующие.
И еще один довод от транспортников. Как известно, тариф на проезд повышен впервые с декабря 2012 года, хотя за это время многократно росли тарифы на энергоресурсы и цены.
Возмущение вызвано не повышением тарифа как таковым, а его скачком сразу на 33%. Не разумнее ли планомерно, раз в два года, повышать тариф на проезд на 5–8%?
МУП «ТТП» давно предлагает перейти на такую схему.
Замахнулись на 30 процентов
Коллектив ПАТП-1 тоже приветствует повышение тарифов, видя в нем возможность подправить шаткое финансовое положение предприятия. Здесь тоже подчеркивают: речь идет не о повышении зарплаты, которая сегодня составляет около 20 тысяч у водительского состава и 13–15 – у слесарей. Но привести в порядок хотя бы часть автобусов за счет этого дополнительного дохода удастся. Как сообщил директор МУ «Пассажирское автотранспортное предприятие № 1 г. Орла» (ПАТП-1) Виктор Павлюк, сегодня рентабельность разовой поездки на транспорте предприятия составляет 24 рубля. Ежемесячные убытки – 3,8 млн руб. Повышение тарифа позволит уменьшить их на 1 млн руб.
Оставшуюся сумму муниципальные транспортники планируют добрать путем получения дополнительных доходов. Возможность для этого ПАТП-1 видит в конкурсе перевозчиков, объявленном 4 февраля. Муниципальные автобусники намерены активно в нем участвовать и расширить число обслуживаемых маршрутов. По расчетам специалистов, мощности предприятия позволяют обеспечить до 30% рынка городских пассажирских перевозок против сегодняшних 9%.
Увеличение объемов перевозок повысит загрузку ремонтной службы, которая, готова выполнять коммерческие ремонтные работы – на заказ. Новые требования Положения о конкурсе перевозчиков на руку муниципалам. Парковка автобусов в ночное время на охраняемых стоянках, необходимые технические мероприятия перед выходом машин на линию и выдача документов об их прохождении – все эти услуги ПАТП-1 готово предоставить коммерческим перевозчикам, которым накладно создавать собственные полноценные службы.
Ввод в строй дополнительных автобусов гарантирует безусловное соблюдение графика движения, повысит безопасность и качество обслуживания пассажиров.
Все сказанное – в планах. А пока новый тариф гарантирует своевременную выплату зарплаты работникам ПАТП-1. И это – не мало.
Александр Семёнов, "Орловская городская газета", №5 (288) от 12 февраля 2016 года