Вектор - развитие
В течение минувшего года в Орле было открыто 298 новых магазинов и 68 объектов общественного питания. На предприятиях потребительского рынка города создано 3 тыс. 155 новых рабочих мест. Налоговые поступления от предприятий потребительского рынка в консолидированный бюджет Орловской области составили 2,9 млрд. рублей, то есть 22,9 процента от общего объема. В бюджет города по статье «Прочие неналоговые доходы» от хозяйствующих субъектов, организующих нестационарную торговлю, поступило в 2013 году 3,8 млн. руб.
Среднемесячная заработная плата работников отрасли выросла по сравнению с 2012 годом на 15,4 процента и составила немногим более 19 тыс. рублей.
Об этом сообщила на совещании главы администрации города Орла Валентина Тишина, начальник управления экономики, потребительского рынка и трудовых отношений.
Наибольшую долю в структуре потребительского рынка города занимает розничная торговля - 97,8 процентов. Это 2 тыс. 81 стационарный объект - магазины, торговые центры и комплексы. Наряду с ними на территории города функционирует 429 киосков, 143 павильона, около 80 нестационарных передвижных объектов - палаток, лотков, а также 13 постоянно действующих ярмарок. В частности, в течение прошлого года продолжили работу пользующиеся популярностью у горожан ярмарки выходного дня, расположенные на традиционных площадях одинаково удобно для покупателей и продавцов. В них постоянно принимают участие от 500 до 870 продавцов из 20 районов области, в том числе 9 районных потребительских обществ ОПО «Союз Орловщины» и 26 местных предприятий пищевой перерабатывающей промышленности. Всего за год проведено 312 ярмарок выходного дня и 2 тематические ярмарки «День меда».
Как уточнила Валентина Михайловна, в прошлом году объем розничного товарооборота по крупным и средним организациям потребительского рынка составил 27,3 млрд. руб., прирост относительно 2012 года составляет 10,7 процентов. Сохранился спрос на товары так называемого длительного пользования - мебель и сложную бытовую технику, при этом несколько сократился спрос на автомобили.
В настоящее время для малого предпринимательства потребительский рынок города остается одной из привлекательных отраслей для развития. Более 54 процентов орловских индивидуальных предпринимателей занимаются розничной и оптовой торговлей, общественным питанием.
Как отметила Валентина Тишина, в прошлом году в сфере потребительского рынка города активно развивались как сетевые игроки, так субъекты малого предпринимательства. Сетевые компании открывают магазины, ориентированные на различные потребительские группы, проводят работу по созданию условий для полноценного жизнеобеспечения маломобильных групп населения - обустройство зданий пандусами, автоматическими дверями, выделение мест на автостоянках для автомобилей инвалидов. Ценовая политика, проводимая сетевыми компаниями, более гибкая, что позволяет сдерживать рост цен па социально-значимые продукты питания.
Наиболее активно в 2013 году развивались торговые сети ЗАО «Тандер», ЗАО «Торговый дом «Перекресток», ООО ТД «Орловский каравай», магазины «FixPrice».
Примечательно, что субъекты малого предпринимательства в течение этого года открыли на территории города уже свои сети магазинов. Это ИП Мерцалова С.Л. (4 магазина), ООО «Реал Продукт» (19 магазинов шаговой доступности), ИП Чаусовская ММ. (8 магазинов «Бисквит»), ИП Прусаков А.И. (5 цветочных магазинов).
Все больше магазинов города переходят на систему самообслуживания. В 2012 году таких магазинов было 445, а в прошлом - уже 493.
Впервые за последние годы на территории города открылись фирменные магазины местных промышленных предприятий: «Амадеус» (цех по производству трикотажных изделий), «Керама - MARAZZI» (открыт второй магазин), «Мой Мяснов» (3 объекта Дмитровского мясоперерабатывающего комбината, Орловская обл.) Продолжается развитие магазинов «шаговой доступности» (74 объекта открыто в 2013 году).
Как с сожалением заметила Валентина Тишина, не все выдерживают конкуренцию. В частности, в минувшем году закрылось 209 объектов. Среди них сети магазинов «Ясные зори», ООО «Сгомонь-Орел», «Орхидея парфюм» 000 «Людмила», ООО«Бежин луг» (закрылось 4 магазина), ООО ТС «Красная поляна» (1 объект), ООО «Торговая сеть «Семь дней» ( 3 объекта).
Значимое место в потребительском рынке города занимают услуги общественного питания. Оборот за 2013 год по крупным и средним организациям составил 610,5 млн. руб., рост — 17,3 процента.
Одним из самых привлекательных в сегменте общественного питания остается развитие сети предприятий быстрого питания и предприятий, предоставляющих посетителям дополнительные услуги. И наибольшая сумма вложенных инвестиций приходится именно на такие предприятия - это ресторан быстрого обслуживания «Бургер Кин», ресторан «Фьюжен», расположенные в ТМК «ГРИНН». Кроме того, открываются небольшие, но уютные кафе, обеспечивающие посетителям комфорт - «Зебра», «Жар-пицца», «Карлсон», «Ле Багет» и др.
Положительной тенденцией 2013 года стало открытие новых объектов общественного питания при учебных заведениях. После капитального ремонта в школе № 23 открыта новая столовая, обеспеченная современным технологическим, тепловым и холодильным оборудованием. Открыта столовая Орловского техникума сферы услуг и дополнительный буфет «Госуниверситета - УНПК».
Заслушав доклад Валентины Тишиной, глава администрации города Орла Михаил Берников, рекомендовал ей обратить внимание на состояние прилегающих к торговым объектам территорий. Предприниматели отвечают за их содержание в радиусе 10 метров, но далеко не все относятся к этой обязанности с должной ответственностью. Михаил Юрьевич поручил Валентине Тишиной совместно с комитетом административно-технического контроля (АТК) чаще проводить соответствующие рейды и наказывать нарушителей рублем.
На совещании также зашла речь о несанкционированной торговле. В частности, около магазина «Орел», где такая торговля прекращается практически только на время рейдов. Глава администрации предложил обустроить клумбы и огородить эту территорию заборчиками, и таким образом одновременно украсить это место и искоренить там несанкционированную торговлю.