Администрация Орла анализирует предложение перевозчиков о повышении тарифа на пассажироперевозки
Качество транспортного обслуживания населения по-прежнему остаётся одной из самых обсуждаемых тем. Из общего числа обращений, поступающих в администрацию Орла, порядка 20% посвящены именно этому.
Как отмечает Вадим Ничипоров, заместитель начальника управления городского хозяйства и транспорта администрации Орла, одна из причин неблагополучной ситуации с соблюдением интервалов движения и выпуском автобусов на линию — дефицит водительского состава. Места за рулём автобусов, трамваев и троллейбусов пустуют, поэтому графики полностью не закрываются, и качество остаётся на низком уровне.
«Возможным выходом из этой ситуации администрация Орла видит в том, чтобы перевозчики начали самостоятельно ковать для себя кадры. Привлекали заинтересованных водителей, обучали их за свой счёт на категорию D, а затем обеспечивали работой», - отмечает Вадим Ничипоров.
Перевозчики регулярно несут финансовые затраты и помимо этого. В среднем на 20% увеличились цены на топливо, запчасти и автобусы. А требования мягче не становятся.
«Администрация Орла требует от перевозчиков обновления подвижного состава. Чтобы автобусы в рейс выходили вовремя. Чтобы ремонтные работы проводились в ночь, а на утро единицы в необходимом объёме выходили на дороги. Из-за этого слесари работают сверхурочно», - подчеркнул Вадим Ничипоров.
Поэтому перевозчики и обратились в администрацию Орла с предложением о повышении тарифа на пассажироперевозки.
Стоит отметить, что стоимость разовой поездки в общественном транспорте в Орле в размере 17 рублей не повышалась последние 3 года. В 2019 году был введен тариф на проезд при наличном способе оплаты в размере 20 рублей. Перевозчики же предлагают сделать единый тариф — сразу 30 рублей. Финансово-экономическое управление администрации Орла рассматривает целесообразность столь резкого повышения.
«30 рублей — это недопустимо высокий тариф», — отмечает Михаил Кузнецов, заместитель начальника финансово-экономического управления администрации Орла. — «Наше предложение: 21 рубль при безналичной оплате, 24 рубля — при наличной оплате. Такие расчёты будут представлены Орловскому городскому Совету народных депутатов».
При этом стоит отметить, что, к примеру, для электротранспорта обоснованный тариф действительно очень высокий. По информации Михаила Кузнецова, анализ 9 месяцев 2020 года показал, что фактическая себестоимость проезда одного пассажира в трамвае или троллейбусе — 33 рубля.
«Если смотреть в сравнении, то лишь в одном городе тариф ниже, чем в Орле, — в Туле. Однако, во-первых, сейчас наши соседи пересматривают этот тариф, предлагают поднять сразу на 50% до 30 рублей. А во-вторых, — стоит обратиться к финансированию транспортной сферы. В Туле на эту отрасль в 2021 году выделили порядка 1 млрд рублей, в Орле — 21 млн рублей на оплату проезда для льготных категорий населения и 20 млн рублей на поддержку всех муниципальных предприятий, в том числе МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие», - отмечает Михаил Кузнецов.
Есть и менее благополучные примеры. В Иваново, например, зарплаты ниже, чем в Орле, но цена на проезд — в среднем 25 рублей.
«В Иваново отказались от регулирования тарифа на проезд по автобусным маршрутам, переведя их на нерегулируемый тариф. Иными словами, перевозчики сами устанавливают цены на проезд. Для Орла такая практика недопустима. Администрация Орла не снимает с себя задачу по сдерживанию необоснованного роста тарифа, наша цель — обеспечить социальную доступность услуги», - подчеркивает заместитель начальника финансово-экономического управления администрации Орла.
Таким образом, в Орле один из самых низких тарифов на пассажироперевозки по всему ЦФО, а проблема с водительским составом и выпуском транспортных средств — одна из самых крупных.
«Сейчас сложилась такая парадоксальная ситуация, что свободных автобусов у частных перевозчиков и МУП ТТП в совокупности порядка 140 единиц. Но за руль посадить некого», - говорит Вадим Ничипоров.
Окончательное решение по данному вопросу примет Орловский городской Совет народных депутатов. Вопрос будет вынесен, предположительно, на мартовскую сессию.