«С почтением головы склоняем перед вами»: в Орле отмечают День пожилого человека
В этом году 1 октября управление социальной поддержки населения, физической культуры и спорта администрации города Орла запустило новый социальный проект «С почтением головы склоняем перед вами».
Говорят, что старость – это закат, но бывают такие закаты, что люди останавливаются, чтобы на них посмотреть и полюбоваться.
Этот проект и расскажет о таких мудрых, преданных делу и семье, устоявших в заботах трудных, нужных и красивых душой людях. О людях широко известных и неизвестных, разных судеб, профессий, которые, без сомнения, могут служить примером для молодого поколения и перед которыми хочется склонить с почтением голову.
Сегодня акция познакомит с девятью удивительными орловцами.
___________________________________________
Безрукавый Евгений Гаврилович - артист драмы, мастер сцены театра «Русский стиль» им. М.М. Бахтина
Безрукавый Евгений Гаврилович родился 7 сентября 1942 года в городе Днепропетровске, где окончил театральное училище по специальности «Руководитель самодеятельного театрального коллектива».
Евгений Безрукавый работал в театрах Днепропетровска, Семипалатинска и Саратова, где блестяще сыграл Мастера в булгаковском «Мастере и Маргарите». Из Саратова был приглашен в Орел, в театр для детей и молодежи «Свободное пространство». Помимо работы в театре, Евгений Безрукавый снимался в фильмах «Враги» и «На встречном курсе» у режиссера Р. Нахапетова, в фильме «Отец и сын», в сериале «Вечный зов». Он лауреат Международного фестиваля моноспектаклей, обладатель приза «Хрустальная птица», автор стихов и книги об актерской жизни. В 1998 году Е.Г. Безрукавый стал обладателем диплома за лучшую мужскую роль Всероссийского молодежного театрального фестиваля.
Евгений Гаврилович Безрукавый связан с театром «Русский стиль» с 2005 года, когда будучи актером театра «Свободное пространство», был приглашен на роль выдающегося ученого – орловца Михаила Бахтина в спектакль «Зачем печалишься, душа моя?» и раскрыл свое дарование в полной мере.
Артист тонкой психологической школы, интеллектуальный и внутренне необычайно подвижный, виртуозно владеющий пластикой тела и выразительным сценическим голосом, он заметно выделялся в труппе театра. Он легко ввелся в уже идущие спектакли. При этом артист добавил своей индивидуальности, углубил характеры, наполнил их жизненными подробностями.
За роль в спектакле «Дом сумасшедших» (роль дона Феличе) Евгений Безрукавый получил муниципальную театральную премию лучшим артистам театра в номинации «Лучшая мужская роль».
Евгений Безрукавый – крупная актерская индивидуальность российского провинциального театра с ярко выраженным личностным началом и неиссякаемой жаждой к познанию. В его творческом активе – ряд главных ролей в спектаклях, поставленных по российской классике.
Тонкое чувство авторского текста помогает Евгению Безрукавому ярко и незабываемо воплощать на сцене своих персонажей. Даже эпизодический персонаж в его исполнении приобретает индивидуальные черты и привлекает неизменное внимание зрителя. Актерское дарование высоко оценено орловской, московской прессой и зрителями, оставившими множество восторженных отзывов о творчестве артиста.
Великолепный чтец, умеющий тонко передать все грани авторского текста, Е.Г. Безрукавый участвует во множестве проводимых в городе литературно-музыкальных вечерах и программах, поэтических чтениях.
В течение многих лет вносил большой вклад в популяризацию творчества И.С. Тургенева на Орловщине.
Анастасия Федоровна Борисенкова - ветеран орловской потребительской кооперации, участница Великой Отечественной войны
Хлеб всегда был особым продуктом для русского человека, а в годы Великой Отечественной войны он, без преувеличения, был главным.
С хлебом тесно связана судьба Анастасии Федоровны Борисенковой, ветерана орловской потребительской кооперации, участницы Великой Отечественной войны.
Анастасия Федоровна не участвовала в боевых действиях, но в Победе нашей страны над фашизмом есть и ее лепта.
После освобождения родного края от вражеской оккупации, она была призвана на работу в полевую армейскую хлебопекарню, которая следовала за продвигающимися на запад частями Советской Армии.
Молодая девушка быстро научилась мастерству хлебопека. Вместе с армейской хлебопекарней, продвигалась Анастасия на запад. Полевая армейская пекарня обеспечивала хлебом подразделения, освобождавшие Украину, Белоруссию, Польшу. Радостно было осознавать, что есть в этом победоносном движении и ее скромная лепта - сколько их, сереньких буханок, прошло через ее огрубевшие за годы войны руки!
За три года войны не получила она ни одного ранения. С армейской хлебопекарней Анастасия Федоровна дошла до Берлина, расписалась на Рейхстаге.
Закончила войну в немецком городе Франкфурте-на-Одере. Там сохранилось большое здание хлебопекарни. Его-то и заняли наши хлебопеки. В этом самом здании влюбленные Андрей и Настя сыграли, по выражению Анастасии Федоровны, «легкомысленную» свадьбу, не было на невесте белого платья, не было ни колец, ни подарков. Зато угощали молодые своих друзей и коллег свежеприготовленным печеньем.
С фронта Анастасия Федоровна приехала уже с мужем. Оба были награждены медалями «За боевые заслуги», а Андрей Иванович еще и Орденом Красной Звезды.
Послевоенная жизнь Борисенковых связана с Орлом. Андрей Иванович работал на хлебозаводе №1, а затем долгие годы руководил производственным отделом потребительской кооперации Орловщины.
Анастасия Федоровна заочно окончила Московский кооперативный техникум и более 30 лет, начиная с 1961 года, проработала экономистом на кооперативном производственном комбинате в Орле. Здесь производили плодово-ягодное вино, безалкогольные напитки, леденцы на палочке, карамель.
Первое время молодым фронтовикам пришлось жить в маленькой комнатке у самой проходной хлебозавода, потом семье выделили участок земли и, взяв денежную ссуду, супруги начали строить дом, в котором Анастасия Федоровна живет до сих пор.
Борисенковы вырастили сына и дочь, помогли поставить на ноги троих внуков и одного правнука. Младший внук Дима с гордостью рассказывает о вкуснейших пирогах, куличах и эклерах, которые до сих пор печет его бабушка, хлебосольная и радушная хозяйка. А ведь ей 94 года!
Римма Петровна Васильчук - ветеран спорта
Орловская ундина, так Римму Васильчук называют на чемпионатах по зимнему плаванию, откуда она неизменно возвращается победительницей.
С большой благодарностью Римма Петровна называет имя Ольги Смолиной, бывшего начальника областного управления спорта. Это при ее поддержке и рекомендации пенсионерка стала студенткой. Ей обязана и первой помощью, позволившей участвовать в международных соревнованиях как представителю Орловской области.
В 70 лет эта моложавая женщина стала студенткой спортивного техникума, она самая возрастная студентка за всю историю Орловского спортивного техникума.
- Да, моему запоздалому ученичеству удивлялись многие, - признается Римма Петровна.
Всю сознательную жизнь она рядом с профессиональными тренерами, последние - член Мурманской и Орловской федераций зимнего плавания. Она на собственном опыте изучила и систему закаливания, и особенности спортивной медицины, и секреты разных видов массажа.
В Орел супруги Васильчук переехали из Мурманска. Муж - ветеран флота, жена - ветеран спорта.
После переезда она стала хлопотать в областном Совете ветеранов спорта о создании Орловской федерации закаливания и спортивного зимнего плавания. В сентябре 2011 года такая была зарегистрирована. Начинали с пяти энтузиастов, а сейчас в федерации около 60 человек от 20 до 80 лет. На всех соревнованиях за пределами Орла они уже выступают под флагом Орловской федерации.
Орловская ундина плавает дистанции от 50 до 450 метров при температуре воды от +2, воздуха от - 2 брассом, вольным стилем, на спине.
Тренируется вместе с членами федерации в районе городского пляжа.
- Убеждена: живу только потому, что много лет топлю свои болячки в проруби. Так на характере и держусь.
И не просто держится, а своим примером ежедневно пропагандирует свой любимый вид спорта как мощное средство оздоровления и закаливания, как сильнейший источник позитива.
Ветрова Нина Александровна - активная участница мероприятий клуба «Теплый дом» при ОГЦК, поэтесса и писательница
Детский парк остался в памяти ветерана педагогического труда Нины Ветровой как лучшее место в Орле, где трудились и творили незаурядные люди, где рождались большие чувства и стихи.
Ветрова Нина Александровна проработала в нем почти 20 лет и до сих пор не теряет связи с его сотрудниками.
Она пришла в Детский парк в 1958 году, имея за плечами небольшой опыт работы старшей вожатой в школе № 25 и Некрасовском интернате и год учебы на вечернем отделении пединститута.
Парк находился на пятачке между Окой и Орликом, был небольшим, но очень уютным — с обилием цветов, тенистой аллеей, полянами, на которых можно было отдыхать. Парк тогда относился к управлению образования, поэтому здесь работали в основном педагоги, методисты и организаторы, была хорошая материальная база — игротека, костюмы, спортинвентарь, коньки, лыжи. Детский парк был любимым уголком орловской детворы.
Здесь работали кружки цветоводов и баянистов, был инструктор, который учил детей плавать, давал уроки гребли на лодках, а зимой — ходить на лыжах и кататься на коньках. К услугам детей был живой уголок, карусель, спортивная площадка, эстрада, на которой еженедельно давали концерты. В выходные и праздничные дни семьи с детьми могли прийти сюда и совершенно бесплатно пользоваться всеми аттракционами, в зимние каникулы устраивались новогодние утренники, лыжные прогулки, работал каток.
С детьми Нина Александровна забывала о возрасте, как инструктор-организатор придумывала для них разные мероприятия.
- Я не обижена на судьбу. Не обделена большой любовью и материнством, радуюсь успехам взрослого внука, в котором нахожу лучшие фамильные черты. Была одарена многолетней дружбой своих коллег по детскому парку, привязанностью и преданностью воспитанников школы-интерната глухих, в которой проработала долгих 10 лет.
Но стихи, приходящие ко мне в бессонные ночи, сюжеты акварельных пейзажей, к которым все чаще тянется рука, навеяны, прежде всего, воспоминаниями о Детском парке, каким он был в конце 50-х - середине 60-х годов. В пору моей светлой и счастливой юности.
Семья Клениных
26 декабря 2020 года супруги Антонина Даниловна и Александр Иванович Кленины отметят 54 годовщину свадьбы.
Девушка с толстой косой на груди - такой ее впервые и увидел Саша, когда она приехала на каникулы в село Козинка Залегощенского района, свою малую родину.
- Я тут же влюбился в ее голос, и улыбку, - нежно говорит Александр Иванович.
Как же удивилась Тоня, когда в обмен на свой орловский адрес получила его московский с той же, что у нее, фамилией. Впрочем, чему удивляться: отцы у них односельчане, а в Козинке, что ни дом, то Кленины.
Объяснились и разъехались. Тоня устроилась на завод «Малютка», пела в хоре профсоюзов. Как самая перспективная певица попала в штат Государственного народного хора им. Пятницкого, где успела выступить на московских площадках вместе с Людмилой Зыкиной, а потом вернулась в Орел, пение оставила для души.
В 1966 году Кленины поженились. Александр успел окончить вечернее отделение МАИ и уже работал в группе главного конструктора систем управления ракетными и ракетно-космическими комплексами дважды Героя Социалистического труда Николая Пилюгина.
На заводе в Химках Александр Иванович проработал 40 лет, начиная с 1960 года. Кленин часто ездил на космодромы Плесецк и Байконур, вместе с космонавтами проводил испытания. Некоторые приборы сам изготавливал, устанавливал и испытывал, был автором инструкций по их эксплуатации. Много общался по работе с Гагариным, Поповичем, Терешковой - в семейном альбоме хранятся фотографии с их автографами.
Довелось поработать «на космос» и Антонине Даниловне. Между рождением двух сыновей она окончила вечернее отделение Московского государственного электротехнического института и трудилась на заводе «Компонент», где разрабатывались высокие технологии в области космической аппаратуры. Никто не знал, чем конкретно она занимается - ни родственники, ни знакомые. А она, приложила руку к аппарату связи для первого прямого разговора советского генсека с американским президентом.
Семье хорошо жилось в Зеленограде, но из-за влажного климата и частых болезней младшего сына пришлось переехать в Москву.
Антонину приняли администратором гостиницы «Россия», где она 20 лет была хозяйкой 9-го этажа. Новая работа дала возможность познакомиться с десятками известных людей. Были дуэты с Кобзоном и Долиной, сервировала чайный стол Руслану Аушеву, пела здравицу Владимиру Вольфовичу. Ей привелось быть и свидетелем августовского путча 1991 года.
Взрослые сыновья остались в Москве, а супруги Кленины вернулись к своим корням, в Орел.
Когда в результате стресса у Антонины Даниловны одновременно случились инсульт и инфаркт, все хлопоты по уходу за женой Александр Иванович взял на себя и поднял свою Тоню на ноги. Он всю жизнь был верен ей одной, своей любимой женщине, впрочем, как и своей профессии.
Аделина Фроловна Колесникова - выдающийся человек ХХ века
Лень и праздность в старинном крестьянском роду Аделины Фроловны не позволялись никому. Трудолюбие было заложено на генетическом уровне.
Ей шёл шестнадцатый год, когда началась война. Девушка не могла быть в стороне: ухаживала за ранеными в госпитале, собирала посылки.
С отличием окончив школу, в 1943 году поступила в Воронежский сельскохозяйственный институт, где занялась исследовательской работой.
Затем получила рекомендацию в отдел селекции ВНИИ садоводства г.Мичуринска и сразу попала в поле зрения учёного селекционера с мировым именем НИИ А. Н. Вениаминова, который многому ее научил.
В 1955 году кандидат сельскохозяйственных наук Аделина Фроловна назначена директором Орловской зональной плодово-ягодной станции. Однако она сразу поняла, что хозяйственная должность не оставляет времени на науку, без сожаления уступила директорское кресло мужчине и тридцать лет проработала старшим научным сотрудником, выполняя и обязанности заместителя директора по науке.
Результатами ее научной деятельности во всём мире широко пользуются и учёные, и практики.
Её авторский сад – это несколько десятков сортов выведенных совместно с сотрудниками косточковых плодовых культур. Смакуя «Шоколадницу», вдыхая аромат «Тургеневки», лакомясь «Гуртьевкой», наслаждаясь сочностью «Новеллы», мало кто из нас может назвать фамилии авторов этих устойчивых к болезням гибридов.
В России её труд оценён орденом «Дружбы народов», званием «Заслуженный деятель науки РФ» и самой ценимой наградой – Золотой медалью им. И.В. Мичурина. Зарубежные коллеги рекомендовали Колесникову Международному биографическому центру Кембриджа, и в 1998 году она была утверждена в номинации «Женщина мира». Спустя год этот же Центр присвоил звание «Выдающийся человек ХХ века» с внесением её имени в книгу международной серии «Кто есть кто в мире интеллектуалов». А. Ф. Колесникова удостоена Золотой медали имени Н. И. Вавилова, а общественность Орловщины представила ее кандидатуру на звание Почетного гражданина Орловской области.
Четверть века доктор сельскохозяйственных наук, профессор А. Ф. Колесникова преподаёт студентам ОГУ, остаётся бессменным директором научной Школы, признанной одной из лучших в системе образования России. При ее участии в ОГУ был создан НИИ естественных наук, при НИИ создана и плодотворно работает Школа молодых учёных.
Кроме того она – многолетний руководитель областного общества «Знание», его пожизненный почётный председатель, до сих пор занимается и просветительской деятельностью. И при всей этой нагрузке, она остаётся на редкость красивой и элегантной женщиной, молодому восприятию жизни которой можно только по-доброму позавидовать.
Липов Александр Александрович - артист драмы, мастер сцены театра «Русский стиль» им. М.М. Бахтина
Липов Александр Александрович пришел в муниципальный театр «Русский стиль» в 2002 году, имея за плечами блестящее образование: он закончил в 1965 году Всесоюзный государственный институт кинематографии, получил специальность «актер драматического театра и кино». На протяжении тридцати пяти лет работал на киностудии «Ленфильм», снялся в 50 фильмах, которые получили положительную оценку прессы. Работал с режиссерами драматического театра над моноспектаклями, читал русскую классическую прозу на Ленинградском радио. Работая в студии «Ленфильма» озвучил и сдублировал более четырёхсот ролей. Награждён знаком «Почётный кинематографист России».
В 2000 году А.А. Липов по семейным обстоятельствам переезжает в г. Орел, где счастливо складывается его дальнейшая актерская судьба.
В театре артист проявил себя как удивительно органичный, тонко чувствующий поэтику драмы, способный даже из небольшого материала создать образ большой психологической глубины, многогранный, убедительный. Он обладает большой палитрой творческих красок, его диапазон широк. Весь свой богатый жизненный опыт А.А. Липов умело вкладывает в свои роли, поэтому его герои интересны, оригинальны и самобытны. Через них, как правило, прослеживается человеческая судьба.
А.А. Липов пользуется огромным успехом у зрителя, на него ходят, им интересуются. Творческие встречи с А.А. Липовым, где актер рассказывает о себе, делится со зрителем своими раздумьями о жизни и искусстве, своими радостями и впечатлениями от прочитанного или увиденного, всегда проходят в особой доверительной атмосфере творческого содружества с аудиторией.
Его уважают коллеги, у него учится мастерству молодежь. Он, уроженец Орла, потомственный интеллигент, приверженец великих духовных и просветительских традиций Орловщины, их пропагандист, вносит неоценимый вклад в культуру города.
Галина Петровна Николаева - служительница двух муз
У Галины Петровны неугасающий интерес к жизни, оптимизм, способность удивляться красоте природы, новым людям, новым местам.
На ежегодной выставке товарищества орловских художников (ТОХ) в областном выставочном центре работы Галины Николаевой размещались не единожды.
Любуясь картинами трудно поверить, что кисть и акварельные краски Галина Николаева взяла только в зрелом возрасте, ухаживая за умирающим отцом
Как и еще одно творческое увлечение Галины - стихи. Они тоже «случились» поздно, в возрасте, когда иные поэты уже исчерпывают себя. «Случившись» ее стихи подняли из глубин души такие сильные чувства и свежесть восприятия мира, что сразу же обратили на себя внимание в другом творческом объединении - Союзе литераторов России, куда Галина Николаева была принята с первой же поэтической подборкой. Предложила и стихотворение, разбудившее ее поэтический дар. В нем она просила Творца: «Осени меня, Боже,/чтобы в жизни большой/день осенний погожий,/как судьба, был со мной».
И была услышана, более десяти лет плодотворно служит двум таким разным музам, активно участвует в работе двух творческих объединений. В составе ТОХа ежегодно выставляется в коллективных и персональных выставках, активно занимается и благотворительной деятельностью, которую вот уже много лет ведут члены товарищества.
В Союзе литераторов она член редколлегии ежегодного альманаха «Орловский край». Подборки ее стихов - во всех выпусках альманаха, изданы авторские поэтические сборники. Несколько ее стихотворений положены орловскими композиторами на музыку. Внучатые племянники вдохновили «бабушку Галю» на целый цикл стихов для детей, которые вышли отдельным сборником.
Выпускница двух факультетов Орловского пединститута - математического и иностранного - Галина Петровна окончила и специальные курсы ЮНЕСКО, получив диплом преподавателя математики на английском языке, была зачислена в кадровый резерв Министерства образования и в 70-х годах пять лет проработала на африканском континенте - в Сомали и Танзании.
Новые люди и впечатления - еще одна страсть Галины Николаевой, она страстно заболела путешествиями, как и творчеством. Возвращаясь из «странствий» - по родному краю или зарубежных свои впечатления выражает стихами и новыми картинами. В них узнаваемые «сказочность рассветов и очарованье тишины».