Взгляд с разных сторон: как жители, перевозчики и муниципалитет оценивают работу общественного транспорта
Управление городского хозяйства и транспорта администрации Орла (УГХиТ) провело анкетирование жителей и перевозчиков, обслуживающих муниципальные маршруты.
Темой стало качество транспортного обслуживания населения.
Анкетирование проводилось в рамках подготовки к реализации ПСР-проекта «Осуществление контроля за работой общественного транспорта в городе Орле» по программе «Эффективный регион» при поддержке государственной корпорации (ГК) «Росатом».
Заместитель начальника отдела организации транспортного обслуживания населения и связи управления городского хозяйства и транспорта администрации города Орла, руководитель проекта Дмитрий Паничкин сегодня, 19 февраля, представил результаты экспертам ГК «Росатом».
Мнение жителей
С целью определения «проблемного поля» в сфере транспортных перевозок населения специалисты УГХиТ и волонтёры опросили 395 жителей Орла: 292 женщин и 103 мужчин. Респондентами стали представители различных возрастных категорий, от 15 до 60 лет и даже старше.
Жителям предстояло ответить на три вопроса и дать свои предложения по работе общественного транспорта.
1) Удовлетворены ли Вы в целом работой городского пассажирского транспорта?
«Да» ответили 60 респондентов, ещё 74 человека склонились к варианту «скорее да». Подавляющее число опрошенных, впрочем, негативно оценили работу общественного транспорта: 232 человека ответили «скорее нет» и 105 — «нет».
Последние две категории респондентов уточнили, что конкретно их не устраивает: несоблюдение графика движения автобуса в «час пик», выходные дни и вечернее время (на это указали 154 человека), малая вместимость автобусов (92), грубость и хамство со стороны водителей (28), недостаточное количество транспорта на линиях (23) и пр.
2) Пользуетесь ли Вы возможностью безналичной оплатой проезда?
Здесь чаша весов склонилась к ответу «да» — банковской картой проезд в общественном транспорте оплачивают 274 опрошенных. Главная причина — экономия, ведь при безналичной оплате стоимость проезда составляет 17 рублей, а если наличными — 20 рублей.
Вариант «нет» выбрал 71 человек. Причины отказа вполне объективные — кому-то удобнее платить наличными, кто-то в принципе не использует банковские карты.
«Скорее да» ответили 33 человек, «скорее нет» — 14.
3) Используете ли Вы Интернет-ресурсы для уточнения времени прибытия транспорта?
В 2019 году приложение «2ГИС» стало в режиме on-line показывать пользователям движение городского транспорта. Более трёх лет в Орле также действует сайт Bus57, где отражаются муниципальные маршруты. Если телефон на улице использовать неудобно, жители могут обратиться за информации к электронным табло, установленным на некоторых остановочных пунктах.
Этими удобствами пользуются 200 человек («да» ответили 153 респондента, «скорее да» — 47), остальные 192 опрошенных — нет («скорее нет» ответили 37, «нет» — 155).
Причинами отказа от «2ГИС», Bus57 и электронных табло жители называли отсутствие Интернета на телефоне, факт несоответствия информации на табло с реальным движением автобусов и то, что табло установлены не на всех остановках.
Мнение перевозчиков
УГХиТ учло и мнения перевозчиков. Респондентами стали 16 из 17 предпринимателей, обслуживающих муниципальные маршруты. Дмитрий Паничкин подчеркнул: опрос проводился анонимно, и некоторые не стали скрывать правды.
Перевозчикам задали четыре вопроса.
1)Удовлетворены ли Вы условиями муниципального контракта?
«Да» ответили три респондента, «скорее да» — пять, «скорее нет» — семь и категорично «нет» — один. Трое из неудовлетворённых отметили, что муниципальные контракты следует заключать на пять лет — тогда будет возможно строить планы по закупке нового подвижного состава, найму водителей и пр.
2) Устраивает ли Вас действующая схема организации транспортного обслуживания населения в городе Орле?
В этом вопросе категорично несогласных перевозчиков не нашлось, лишь один выбрал вариант «скорее нет». «Скорее да» ответили четыре респондента, «да» — 11.
3) Выполняете ли Вы в полном объеме условия муниципального контракта?
Полагаясь на анонимность, пять перевозчиков честно признались в своей неудовлетворительной работе и выбрали вариант «скорее нет». «Скорее да» ответили пять человек, остальные шесть — «да».
4) Удовлетворяет ли Вас городская транспортная инфраструктура при осуществлении городских пассажирских перевозок?
В данном случае недовольных оказалось большинство: вариант «скорее нет» выбрали девять респондентов. «Скорее да» ответили два человека, «да» — пять.
Обсуждение мнений
Владимир Князев, эксперт ГК «Росатом», порекомендовал Дмитрию Паничкину ознакомить перевозчиков с результатами анкетирования жителей, чтобы те знали, на какие направления стоит сделать упор. Перевозчики, к слову, о этих проблемах знают и уже борются: один респондент предложил своим коллегам соблюдать расписание движения, ещё один — увеличить пассажировместимость автобусов.
Ряд проблемных моментов перевозчики объясняют нехваткой водителей: некоторым из них приходится работать в две смены, поэтому вечером хочется уйти домой пораньше. Рабочих рук нет из-за низкой заработной платы, а это, в свою очередь, зависит от стоимости проезда, рентабельности маршрутов и пр.
Проблемы, озвученные жителями, необходимо решать, к просьбам перевозчиков — прислушиваться, подчеркнула Ирина Проваленкова, заместитель главы администрации Орла, руководитель проекта «Эффективный регион» в муниципалитете. Так, увеличить заездные карманы — на это указывали перевозчики, — можно в рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги» (БКАД).
Вероятно, в силу объективных причин отдельные моменты останутся без изменений, но стабилизировать сферу транспортного обслуживания горожан — стратегически важно.
Контроль за перевозчиками
С начала 2020 года УГХиТ еженедельно проводит проверки общественного транспорта. В отношении перевозчиков уже выписано три предписания: два по соблюдению графиков движения в вечернее время, одно за несоответствие «возраста» автобуса требованиям, заявленным в муниципальных контрактах.
Дмитрий Паничкин отметил, что в новых муниципальных контрактах, заключенных в декабре 2019 года, прописано более строгое наказание для перевозчиков, которые игнорируют предписания. Раньше контракт в одностороннем порядке расторгали за два проступка, теперь достаточно одного.
Проверки качества транспортного обслуживания населения продолжатся. В них примут участие не только специалисты УГХиТ, но и ГИБДД, УГАДН, будет вестись мониторинг системы ГЛОНАСС. Присоединятся к рейдам и 10 общественных организаций.
В перспективе, сообщил Дмитрий Паничкин, в администрации Орла появится диспетчерская служба, которая будет принимать обращения по транспорту. Её планируемый режим работы — с 6.00 до 23.00 ежедневно.
Промежуточный итог
Эксперты ГК «Росатом» отметили, что команда администрации Орла провела колоссальную работу, фактически проект готов к реализации. Пусть процесс исправления ситуации с общественным транспортом будет болезненным и тяжёлым, но его нужно пройти, чтобы сделать жить горожан лучше.
Фотографии с визита делегации ГК «Росатом» (19 февраля 2020 г.)